Коррупция – это всегда очень конкретно. О многолетней финансовой схеме в одном херсонском вузе

Коррупция – это всегда очень конкретно. О многолетней финансовой схеме в одном херсонском вузе

3 года назад 0

О коррупционных схемах в Херсонской академии непрерывного образования неоднократно сообщали всеукраинские и региональные медиа-ресурсы. Все журналистские публикации по этой проблеме сводились к одному выводу: главным источником и организатором коррупции в ХАНО является ректор этого вуза – Анатолий Зубко. У власти в академии он пребывает с 1999 года, и в начале января 2021 года он разменял восьмой десяток. За время своего правления ректор Анатолий Зубко выстроил целую систему коррупционных злоупотреблений и личного обогащения.

Стала известна еще одна коррупционная схема, которую вот уже много лет Анатолий Зубко успешно применяет в Херсонской академии непрерывного образования. Выглядит она очень бесхитростно, зато работает надежно.

В этом учебном заведении ректор регулярно выплачивает премии и денежные вознаграждения. Надо сказать, что они предусмотрительно оговорены в «Колективному договорі між адміністрацією та трудовим колективом» ХАНО. В упомянутом договоре, в 6-м разделе, говорится, в частности, о «преміюванні працівників» и возможности «виплачувати щорічні винагороди педагогічним працівникам» (С. 9).

Кроме этого, в «Колективному договорі» имеется «Додаток №3», который являет собой «Положення про преміювання працівників КВНЗ «Херсонська академія неперервної освіти» Херсонської обласної ради». В указанном «Положенні про преміювання» записано, что премии сотрудникам ХАНО могут выплачиваться «за результатами роботи за місяць, квартал» (С. 19), то бишь часто, практически постоянно. Иными словами, правоустанавливающие нормы по премиям и денежным вознаграждениям в Херсонской академии непрерывного образования старательно прописаны.

Но самое интересное не в этом. На бумаге в ХАНО по премиям и вознаграждениям все чин-чином. Согласно духу и букве «Колективного договору», премии и денежные вознаграждения выплачивает ректор, то бишь Анатолий Зубко. В 6-м разделе «Оплата праці» прямо говорится: «Керівник зобов’язується: … «здійснювати преміювання працівників … відповідно до їх особистого внеску в загальні результати роботи» (С. 8 – 9). Иначе говоря, ректор Анатолий Зубко обязан финансово стимулировать и поощрять педагогов и сотрудников Херсонской академии непрерывного образования.

А вот на деле все нередко обстоит иначе. Анатолий Зубко в первую очередь поощряет … себя самого. С помощью премий и денежных вознаграждений. Люди из окружения ректора Анатолий Зубко, которые возмущены этим беспределом, поведали, как работает эта коррупционная схема личного обогащения.

Но прежде еще одно уточнение. В деле незаконного самообогащения за счет премий и премирования у Анатолия Зубко в ХАНО имеется незаменимая помощница. Зовут ее Лариса Фомина. Посторонним она представляется как инспектор по кадрам. Но фактически она работает у ректора Анатолия Зубко секретарем. Лариса Фомина – пенсионерка с большим стажем, на работу ее уже нигде не возьмут. Поэтому, по словам людей из окружения ректора, Лариса Фомина верно служит Анатолию Зубко. Исключительно из чувства личной преданности.

А вот как на протяжении десятилетий работает сама коррупционная схема. По поручению ректора Херсонской академии непрерывного образования Лариса Фомина затевает разговор с одним из сотрудников. Конечно же, разговор протекает без свидетелей.

Во время этого разговора Лариса Фомина доверительным тоном сообщает, что ему, то бишь этому сотруднику, будет зачислена определенная денежная сумма и что для него это очень хорошо. Потому как эта сумма потом, когда-то будет учтена при начислении этому сотруднику пенсии. Сначала Лариса Фомина старается расположить к себе сотрудника.

Однако потом Лариса Фомина говорит, что всю зачисленную сумму ему нужно будет отдать ей. Чтобы не оставалось никаких вопросов, она сообщает далее, что передаст всю сумму ректору Анатолию Зубко. Излишне говорить, что далеко не с каждым сотрудником ХАНО Лариса Фомина ведет такие беседы. У сотрудника не остается выхода, кроме как согласиться на такое незаконное предложение. Найти хорошую работу в Херсоне по профессии – дело часто безнадежное. А так сотрудник в Херсонской академии непрерывного образования как бы попадает в разряд «своих».

В конце концов, с помощью Ларисы Фоминой сделка происходит. В результате премия либо денежное вознаграждение, выписанные на одного из сотрудников академии, оказываются в руках Анатолия Зубко. Суммы в соответствующих ведомостях ХАНО фигурируют немалые. Исчисляются они, естественно, в тысячах гривен. Суммы эти не меньше 5 – 7 тысяч на одного сотрудника. По такой схеме Анатолий Зубко может за один раз оформить себе не один, а сразу несколько денежных траншей.

Вот так и получается, что через подставное лицо ректор имеет возможность постоянно, совершенно бесконтрольно сам себе выписывать премии. Чем Анатолий Зубко с успехом и занимается, возглавляя вуз уже целых 22 года. Такие, скрытые от постороннего глаза, финансовые порядки много-много лет царят в Херсонской академии непрерывного образования. По этому поводу сотрудникам академии, естественно, приходится молчать либо тихо возмущаться в кулуарах.

Конечно же, почему бы Анатолию Зубко не руководить в подобном стиле Херсонской академией непрерывного образования и дальше. Именно потому он изо всех сил, всеми правдами и неправдами, держится за ректорское кресло. А это уже на Херсонщине очевидно всем.