Миллионеры с «Січі»: За три года С14 получили 6 миллионов бюджетного финансирования

4 года назад 0

Политическая жизнь в Украине бурлит, и его неотъемлемой частью уже давно стала улица. А нишу главных действующих лиц уличной политики с 2014 года прочно захватили представители ультраправых организаций. Или, как их принято называть в СМИ, «активисты».

Пишет журналист издания «Политическая критика» Сергей Мовчан.

Почти ежедневно мы читаем о том, как «активисты» почему-то помешали, кого не допустили, с кем подрались, после чего полиция «активистов» задержала, конечно незаконно, и теперь другие «активисты» требуют их немедленного освобождения и расследования нападений на них. Конечно же, такая общественная активность неравнодушных граждан требует немало времени, несовместимого с работой с девяти до шести. А значит, и финансовой поддержки. И откуда ее взять принципиальным борцам с западным либерализмом и «грантожерськимы» организациями? Вот тут на помощь приходит государство.

В июне 2018 Общественное радио опубликовало информацию о выделении более миллиона гривен двум националистическим организациям. Деньги получили связанная с ВО «Свобода» «Голосіївська криївка» (760000 грн) и ультраправые из С14 (440000 грн). Информация появилась через полтора месяца после цыганского погрома, организованного С14 в Киеве на Лысой горе, поэтому резонанса было не избежать. Однако, как пояснил председатель комиссии Николай Ляхович, чиновники проверяют только содержание проектов, а не деятельность или идеологию организаций, поэтому никаких последствий это за собой не повлекло. Не удалось выяснить тогда и другое — истинных масштабов финансирования ультраправых за счет бюджета.

Начальник отдела национально-патриотического воспитания Министерства молодежи и спорта Украины Николай Ляхович. Фото: Укринформ

В 2019 году о 845 000 грн, выделенных на ультраправые организации, написали Bellingcat, но предыдущего резонанса это расследование уже не вызвало. А в январе 2020-го о средствах, выделенных на С14 в 2019 и 2020 годах, в двух сюжетах (1, 2) рассказал блогер Анатолий Шарий. По понятным причинам, распространяли их только его сторонники, а противники игнорировали. Между тем деньги и дальше выделяли, а объем финансирования проектов С14 и ее сателлитов достиг шестизначных чисел.

Успешные фандрейзеры
Посчитать, сколько денег из государственного или городских бюджетов ушло на деятельность радикальных националистических организаций, действительно непросто. Перечни победителей грантовых программ разбросаны по сайтам министерств, городских, областных или районных администраций и изобилуют организациями с ультраправым прошлым. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее известной праворадикальной группе — С14.

Об источниках финансирования С14 мы можем узнать из интервью их лидера. По словам Евгения Карася, таких источников три: «донаты» от сторонников, пожертвования от компаний и поддержка бизнесменов из числа ветеранов АТО, имена или названия фирм которых Евгений не готов называть из-за возможных репрессиях в отношении благотворителей. По правде говоря, эти три источника напоминают одно — индивидуальные переводы, которые невозможно отследить. Но иногда голова С14 вспоминает и о четвертом способе пополнения организационного бюджета: «Мы выиграем много государственных и негосударственных конкурсов». И говоря «много», Карась действительно кривит душой.

Уточним, кто же такие эти «мы». Свой главный бренд «С14» в таких деликатных вещах, как гранты, члены группы стараются не использовать. Проекты на конкурсы подаются от сателлитов С14, основанных одними и теми же людьми — организациями «Союз ветеранов войны с Россией», «Образовательная ассамблея», «Украинская военная победа», «Национальный центр правозащиты». Иногда деньги просят и на материнскую «СИЧ-С14». А если денег не дали в одном министерстве, их можно будет получить в другом. Кроме государственных программ, существуют и городские. Поэтому для обеспечения киевлян услугами «активистов» С14 существует дополнительно созданный «Киевский союз ветеранов войны с Россией».

2018. Правосознание, настольные игры, Психологическая помощь.

Что же полезного делают националисты? В уже упомянутом 2018 году Министерство молодежи и спорта поддержало четыре проекты организаций, связанных с С14. Три из них на общую сумму 440 000 грн достались «Образовательной ассамблее». За эти деньги люди, связанные с организацией, которая регулярно совершает противоправные действия, должны рассказать молодежи о правосознании, как залоге безопасности государства, объяснить важность национально-патриотического воспитания и создать настольную игру по мотивам «Холодного Яра». Вышла «Монополия».

100000 грн на проведение Всеукраинского лагеря «Ястреб-2018» Министерства получила непосредственно ОО «СИЧ-С14».

Но это еще не все, на что сателлиты С14 могли рассчитывать в 2018-м. Государственная служба по делам ветеранов и участников АТО выделила 767 386 грн на проект «Служба поддержки ветеранов», представленный «Союзом ветеранов войны с Россией». А КГГА в рамках программы «Общественная перспектива: прозрачная власть и активная община» поддержала «Союз» на еще 197 400 грн по проекту «Новая профессия ветерана». «Образовательной ассамблее» от города досталось 198 700 грн.

Всеукраинский лагерь «Ястреб-2018».

2019. Каяки, Скорпион, Бабченко

Продуктивным для С14 выдался и 2019 год. Кроме 13 нападений и конфронтаций, зарегистрированных мониторинговой группой «Маркер» в 2019 году, сателлиты организации успели получить немалое количество бюджетных средств. Так, от Министерства по делам ветеранов «Союз ветеранов войны с Россией» получила 897 680 грн. За эти деньги в рамках проекта «Стражи прав ветеранов» планировалось провести 4 семинара для 160 участников АТО. А от коллег из «СИЧ-С14» «Союз» фактически унаследовал другой проект — палаточный лагерь «Ястреб». На него Министерство молодежи и спорта выделило 90 000 грн. Видимо, в Министерстве решили, что «Союз» справится с проведением лагеря лучше, чем прошлогодние организаторы, да еще и возьмет за это на 10 000 грн меньше.

Кроме «Союза ветеранов войны с Россией» существует ее локальная, киевская версия — «Киевский союз ветеранов войны с Россией». Она чрезвычайно успешно реализует проекты от Киевской городской администрации и Киевской ОГА. На проект «Здоровье ветерана» «Киевский союз» в 2018 году получила 177 400 грн, а в 2019-м — 124 090 грн. За эти деньги члены С14 должны были организовать бесплатные прогулки для участников АТО и ООС на каяках и SUP-досках. Еще 80 000 грн в 2019 году организация получила в палаточный лагерь «Молодой защитник».

Прогулки на SUP-досках. Фото: Facebook-страница «Союза ветеранов войны с Россией»

«Образовательную ассамблею» в 2019 Министерство молодежи и спорта поддержало на 442 664 грн. В рамках проекта «Лига устойчивости» такие известные журналисты, как Аркадий Бабченко и Роман Скрыпин, представитель  InformNapalm’у Михаил Макарук или военный обозреватель Алексей Арестович должны были обучать участников критическому мышлению. А на 272 664 грн «педагоги» собирались разработать «Компьютерную забаву, как способ осознания достижений украинского народа». К сожалению, ни поиграть в эту забаву, ни узнать, удалось ли кому-то пройти его до конца и осознать достижения украинского народа, нам так и не удалось. Отчеты о реализации проектов на сайте Министерства не выложены, а сайт «Ассамблеи» о своем вкладе в отечественный GameDev  также молчит.

Правозащитной деятельностью за бюджетные средства «правозащитники» с С14 занимаются от имени еще одной организации — «Национального центра правозащиты», возглавляемого одним из ключевых подозреваемых в убийстве Олеся Бузины Денисом Полищуком. С тем, что национально-патриотическое воспитание является основой гражданских свобод, в Минимтерстве молодежи и спорта согласились и выдали на проект с соответствующим названием 135000 грн. Вместе с тем развитие правосознания граждан поддержали КГГА — на 197 660 грн — и Управление молодежной политики Киевской ОГА — на 83 000 грн.

2020. Фандрейзинг, Центр развития, «Горжусь украинцами»

На дворе уже 2020-й, в кабинете президента показательно патриотического Порошенко заменил Зеленский, а в стране якобы «реванш пророссийских сил». Но это не мешает бюрократической системе работать в обычном режиме и продолжать выдавать деньги ультраправым. По информации от Bellingcat, с приходом на пост главы Министерства ветеранов Оксаны Коляды в августе 2019 ситуация даже ухудшилась. Международные расследователи назвали министерство фактически «захваченным» праворадикалами.

Неудивительно, что в 2020 году различные сателлиты С14 только от Минвета получили 1310000 грн. В этом году «Образовательная ассамблея» за 350 000 грн будет учить ветеранов медиаграмотности, проведению общественных кампаний и фандрейзинга. Нет никаких оснований сомневаться в чрезвычайно высокой компетенции «Ассамблеи» в последнем пункта. Однако не совсем понятно, почему этот проект по документам проходит как проведение «спортивно-реабилитационных мероприятий». 600000 грн Министерство для развития «Центра развития ветеранов» получит «Союз ветеранов войны с Россией». А 360000 грн на проект «Жизнь после войны» было выделено «Українській військовій звитязі» (Ukrainian Military Honor), возглавляемой Андреем Медведько.

Традиционно не пожалело денег на поддержку С14 и Министерство молодежи и спорта. На два проекты «Образовательной ассамблеи» Министерство выделило почти 300 000 грн. В рамках одного из них за 120 000 грн грантополучатели обещают заняться делом, которое в Украине никогда не потеряет своей актуальности, — провести Всеукраинскую акцию «Горжусь украинцами». Еще 140 674 грн получил «Национальный центр правозащиты» для развития «молодых патриотических обществ», а «Союз ветеранов войны с Россией» в этом году традиционно проведет палаточный лагерь «Ястреб-2020» за 90 000 грн.

Чуть больше чем по 80000 грн «Национальному центру правозащиты» и «Киевскому союзу» в 2020 году выделит Управление молодежной политики и национально-патриотического воспитания Киевской ОГА. А КГГА и дальше будет поддерживать проект «Здоровье ветерана»: на организацию прогулок на каяках и SUP-досках «Киевской союзе» выделено 182 610 грн.

Конечно, каждая из приведенных сумм финансирования может показаться не такой и большой. Однако если вспомнить, что все проекты выполняют одни и те же люди, то общая цифра таки не кажется маленькой. С 2018 по 2020 годы структуры вокруг С14 получили от государства более 6 млн грн.

Нельзя исключать, что приведенными источниками финансирования С14 дело не обходится. Так, в 2017 году «Образовательную ассамблею» на 183 505 грн поддержало Управление образования в Голосеевском районе г. Киева, с которым у С14 давние и хорошие отношения. Поэтому финальная сумма может оказаться гораздо больше.

Сбои в работе

Несправедливо было бы заявить, что бюджетные деньги просто перетекают со счетов государства или города на банковские карточки националистов. Ведь последние же берутся за выполнение определенных проектов в рамках государственных программ, по завершении которых обязательно отчитываются перед грантодателем. Но если учесть активность сателлитов С14 в борьбе за государственные или коммунальные деньги, перечень исполнителей, ограничен несколькими людьми, и чрезвычайную широту их компетенций — от психологической реабилитации к разработке настольных игр, — не удивительно, что такая работа иногда дает сбой. И отчеты организаций уже не так впечатляют, как их заявки.

В 2018 году возглавляемая Андреем Медведько «Союз ветеранов войны с Россией» успешно реализовал проект «Служба поддержки ветеранов». В заявке сказано, что государство в состоянии оказать психологическую помощь только 42% ветеранов, поэтому помочь в таком действительно важном и деликатном деле взялись члены «Союза». Да еще и с помощью отечественных наработок. Лечить ПТСР и социализировать ветеранов националисты взялись с помощью украинского ноу-хау в области психологии — биосугестивной терапии, о чем даже написали BBC и «5 канал».

Биосугестивная терапия, которую в публикациях также называют «лечением тишиной», — это разработка украинского психолога Александра Стражного. Как говорится в его же книге: «Он [метод] включает в себя сочетание вербального и невербального внушения в состоянии легкого транса. Приставка «био» означает, что во время терапевтической сессии применяется не только суггестия, но и другие факторы: передача пациенту (клиенту) метаинформации через определенное постановление голоса; контакт ладони терапевта с клиентом; в случае групповой терапии — индукция клиента членами группы и т. д ». С биосугестивным методом Александра Стражного может ознакомиться каждый. Лечебные сеансы изложены в Youtube. Абсолютно бесплатно.

Проект «Союза» предусматривал проведение 4 тренингов по 50 человек каждый, из которых 25 — ветераны и еще 25 — психологи. Но на видео «5 канала» присутствуют лишь несколько человек — преимущественно члены самой С14. Именно к их головам прикасается психолог Андрей Полтавцев, очевидно, снимая ПТСР после очередной «воспитательной акции». На других фото или видеоотчетах с событий не найти и половину заявленных участников. На одном из тренингов психолог касается голов женщин, которых в зале не более 15. Но это не помешало «Союзу» отчитаться об успешном завершении проекта, а государству — принять этот отчет, согласно которому проект посетили 100 ветеранов и 100 психологов.

Тренинг в рамках проекта «Служба поддержки ветеранов». Фото: Facebook-страница «Союза ветеранов войны с Россией».

Похожая история повторяется и в следующем проекте «Союза» — «Стражи прав ветеранов». 4 заявленные семинара в разных городах страны должны были посетить по 40 человек. Но на фото их обычно от 15 до 20. Иногда это упоминается в промежуточных отчетах событий, и впоследствии о том, что аншлага не наблюдалось, «стражи прав» забывают. И мы видим круглое число «40», которое в итоговом отчете о выполнении проекта превращается уже в 60 посетителей. План выполнен и перевыполнен!

Не менее интересна история с проектом «Здоровье ветерана». Казалось бы, дать возможность бесплатно плавать на каяках и SUP-досках людям, которые прошли боевые действия — идея вполне правильная. Однако если заглянуть в заявку на финансирование проекта в 2020 году, то можно увидеть несколько странные вещи. К заявлению прилагается список из 20 человек, которые регулярно пользуются программой. И в ней мы находим уже знакомые имена. 10 человек из 20 — это члены С14 и связанных с ней организаций. Еще несколько — активисты близких к С14 проектов. С другой стороны, нарушений здесь нет, ведь большинство членов С14 формально тоже ветераны. Поэтому брать деньги у города, чтобы бесплатно катать себя и друзей, да еще и получать за это деньги, похоже действительно неплохой бизнес-план.

План становится еще красивее, когда деньги за предоставленные услуги также останутся в большой ультраправой семье. Круг исполнителей работ по проектам организаций, аффилированных с С14, ограничивается очень небольшим количеством физических лиц-предпринимателей. И, пожалуй, наиболее заметной здесь есть ФЛП Евгения Нера, которая предоставляла услуги питания, обеспечивала проекты канцтоварами и производила полиграфическую продукцию для «Союза ветеранов войны с Россией», «Национального центра правозащиты» и «Образовательной ассамблеи» на общую сумму около 300 000 грн. Эта продукция фигурирует во многих отчетах как один из критериев успешного выполнения проектов. Сама же счастливая победительница тендеров тесно связана с С14 в течение многих лет, это несложно проверить, зайдя на ее страницу в Facebook — Евгения Гарай. А ее сестра — Анисья Колесникова (Гарай) принимала непосредственное участие в нападениях на акции за права ЛГБТ и участников левого студенческого профсоюза.

Также стоит взглянуть на отчет из палаточного лагеря «Молодой защитник», организованного «Киевским союзом ветеранов войны с Россией». Похоже, в Управлении молодежной политики и национально-патриотического воспитания Киевской ОГА рассчитывали на 40 участников. Но это тот случай, когда  за несоответствия цифр фотографиям скорее хочется порадоваться. Ведь чем меньше ребят с макетами АК и в футболках ультраправого бренда SvaStone бегают по лесам, тем лучше.

Лагерь «Молодой защитник». Фото: Facebook-страница «Союза ветеранов войны с Россией».

Что добавить?

Финансирование даже одной ультраправой организации, причастной к уличному насилию, на 6000000 гривен уже кажется тревожным звоночком. Но проблема глубже. Ведь С14 — далеко не единственный получатель бюджетных средств. Ежегодно десятки правых организаций разной степени радикальности подаются и получают сотни тысяч гривен на работу с ветеранами или молодежью. Среди них и ВО «Свобода», которое через бренды «Голосіївська криївка» или «Сокол Свободы» получает на организацию своих фестивалей по несколько миллионов ежегодно. И проекты по работе с молодежью от «Азова». И даже «Школа украинской девушки» от организации «Украинский студент», члены которой участвовали в срыве акции против насилия и сексизма в Киево-Могилянской академии.

Почему так произошло? Возможно, проблема лежит в кадровой плоскости. Там, где принимаются решения. Ведь как и в Министерстве ветеранов, в Министерстве молодежи и спорта Bellingcat обнаружили мощное правое лобби в лице главы Департамента национально-патриотического воспитания Николая Ляховича — бывшего члена УНА — УНСО и ветерана батальона «Азов». Одним из главных критериев поддержки проектов сам Ляхович называет «украинские ценности», пусть что это значит.

Проблема может быть и более системной но не сводиться к персоналиям. Ведь даже замена чиновников не изменит концепции национально-патриотического воспитания, по которой они действуют. И хотя, как отмечается в отчете правозащитной организации «Инсайт» 5, Стратегия и Концепция национально-патриотического воспитания не содержат дискриминационных норм и даже декларируют «гуманизм, демократичность и толерантность», в них повторяется тезис о нехватке «духовно-нравственных ценностей». А значит, по грантам выстраивается целая очередь из националистов, традиционалистов и ультраправых, которые готовы преодолевать этот духовно-нравственный упадок решительной пропагандой «здоровых» консервативных ценностей. Не потому ли мы можем наблюдать рост уличного насилия, которое совершают подростки, полные идеалов величия нации?

В конце концов, важно понимать, что государственные или коммунальные гранты — лишь один из источников доходов ультраправых организаций. Часто даже не главное. Парамилитарные структуры, основанные на базе С14 — «Муниципальная стража» и «Муниципальная охрана», — за счет городского бюджета патрулируют Киев, участвуют в захвате кинотеатров или «борются» с «бомжами» и «цыганами» на железнодорожном вокзале. Только в 2019 году на деятельность «Муниципальной охраны» в бюджете столицы было заложено 21 млн грн. Другие ультраправые группы основали собственные охранные фирмы, подрабатывают на охране застроек или, наоборот, рейдерство. Один из главных азовцев с КГБшных прошлым и счастливый обладатель персонального самолета — Сергей Коротких — с 2015 по 2017 год возглавлял Отдел охраны объектов стратегического значения при Департаменте Государственной службы охраны при МВД Украины. Поэтому государство остается одним из важных источников финансирования ультраправых организаций, истинные масштабы которого еще необходимо выяснить.