Доля Украины в мировой экономике в 2021 году может стать совсем малой, рынки и крупные активы такой страны легче всего рвать на куски
4 года назад 0
Коронакризисный 2020 год убедительно показал, что у молодых украинских политиков и олигархов сейчас напрочь отсутствует стратегическое экономическое мышление. Они заточены только на сегодняшний день, как будто завтра уже не будет.
Пожалуй, Украина, единственная страна в Европе, экономика которой упала бы в условиях пандемии и без сильного внешнего толчка из-за быстро нарастающих структурных диспропорций на внутреннем рынке. Ведь каждый кризис у нас – это накопленные дисбалансы и диспропорции как в отдельных отраслях, например, в сферах энергетики и ЖКХ, так и в целом в экономике.
Ко всему этому инвестиционный климат у нас сейчас не просто плохой, а очень плохой. И не только потому, что нет прямых иностранных инвестиций (это всего лишь один из индикаторов недоверия к экономической политике Кабмина Шмыгаля), а прежде всего из-за отсутствия внутри страны частных инвестиций и бизнес-усилий.
Что это такое? Это когда местные предприниматели уже не готовы рисковать, не хотят объединять свои финансовые ресурсы и реализовывать различные инвестиционные проекты в Украине. Как это было, например, в конце не только лихих, но и реформаторских 90-х годов прошлого столетия.
Что делать? В первую голову Кабмину и Раде надо выступить с рядом инициатив, чтобы бизнесмены именно у себя в Украине начали инвестировать. Сразу хочу заметить, что принимая такие решения, предприниматели будут сравнивают две вещи: во-первых, возвратный капитал и, во-вторых, имеющиеся риски.
Как известно, возвратный капитал во многом обеспечивается снижением издержек. Но это не только курсовая политика, это также и контроль над тарифами, и надзор, и регуляторная политика, прочие обременения для бизнеса. В отношении же рисков, особенно в нынешнем положении Украины, инвестор должен уметь прогнозировать и верить в прозрачность отношений с нашими властями, верить в то, что слово чиновника не будет расходиться с его делами. Например, если в течение года-двух власти обещали не изменять налоговый режим, значит, так и будет, несмотря ни на какие бюджетные проблемы.
При этом важно и самим властям помогать инвесторам эти риски облегчать. Именно облегчение различных рисков для бизнеса – это и есть институциональная политика государства. Для этого и надо создавать в Украине соответствующие институты, чтобы разделять бремя рисков.
Наконец, если мы не перейдем к новой экономической модели, не активизируем инвестиционную деятельность, то у нас падение ВВП будет ежегодно 7%-8%. Это означает, что доля Украины в мировой экономике станет самой малой за всю историю нашей независимости, тогда начнут рвать на куски наши рынки и крупные активы.
Александр Гончаров, экономист, директор Института развития экономики Украины.
*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.