Как казаки в 2017 году оказались
8 лет назад 0
Наверное, не все из нас выросли на знаменитом мультфильме о трех веселых и непобедимых друзьях-казаках. Впервые он вышел на экраны в 1967 году «из-под пера» режиссера Владимира Дахно и художника-постановщика Эдуарда Кирича. Приправленный национальным колоритом и юмором «с перцем» мультфильм чуть ли не сразу завоевал любовь зрителей. Даже больше – он и до сих пор периодически появляется на экранах, то есть живет целых полсотни лет!
Сейчас мультфильм о казаках получил новую жизнь от «Украинской студии анимационных фильмов» и его режиссера Марины Медвидь под названием «Казаки. Вокруг света». Его главные и давно знакомые нам герои – Тур, Грай и Око – посетят Австралию, Индию и Америку, открывая для маленьких ( и не только!) зрителей их культуры. В «Укранимафильме» обещают, что будет интересно, ярко и весело, а также предварительно анонсируют премьеру первой серии как подарок ко Дню Святого Николая – 19 декабря этого года. Сейчас на анимационной кухне завершился съемочный период первой серии про Австралию, и пока там еще горячее, Укринформ пообщался с режиссером Мариной Медвидь, которая раскрыла нам некоторые изюминки сюжета и особенности нового производства современного мультипликационного продукта.
— Если смотреть все серии «Казаков» в хронологической последовательности, то можно проследить, как развивалась анимация. А как вы видите изменения в производстве мультфильмов?
— Главное отличие — это акцент на коммерческую анимацию. У фильмов исключительно авторского производства очень тяжелая судьба, особенно в связи с тем, что сейчас происходит в стране. Раньше их представляли в основном на российско-украинском фестивале «Крок». Сейчас с этим сложно… А еще все стараются сделать так, чтобы это можно было продать, получить прибыль и делать новые фильмы — такая «коммерциализация»…
— А с технической точки зрения что изменилось?
— Естественно, что мы больше используем технологий. Прорисовка, например, сейчас делается программой, от этого никуда не деться. Хотя картинка получается красивее вручную. Работая над «Казаками», мы умышленно немного тормозим прогресс, сначала рисуем на бумаге. Хотя это и сложнее, и дольше, но сцены выходят красивее, потому что рисунок – настоящий, честный, над ним работают шикарные аниматоры. Затем мы вводим рисунки в машину и там их «заливаем», ведь изначально картинка не цветная, это только контур. Раньше целый цех заливал рисунки вручную – сидели тетушки и кисточками закрашивали. И когда им говорили, что здесь нужно перекрасить, то был целый скандал. А теперь это делается одной кнопкой, прогресс — вещь хорошая! Здесь я имею в виду именно рисованную анимацию, потому что к 3D я не имею отношения. Львиную долю рисованной анимации у нас делает Михаил Титов. Это невероятный мультипликатор, который делал анимацию еще для старых мультфильмов о казаках.
— На мультфильме о казаках, первая серия которого вышла аж в 1967-м, выросло не одно поколение. Как вы чувствуете ответственность за фактически легенду перед зрителями? Что хотели сохранить? Что сохранили? Чем пожертвовали?
— Наверное, я скажу крамольную вещь. Никакой ответственности я не чувствую, потому что, по большому счету, этот проект совершенно другой. Я бы не хотела, чтобы их вообще сравнивали. Могу сказать, что нас объединяет великий Эдуард Кирич, который был постановщиком и тогда, и сейчас. Во-первых, это детский проект, причем для деток — от 4 до 12. Во-вторых, он образовательный. У нас казаки попадают в разные страны и через их приключения и путешествия мы знакомим детей с культурой, животным миром тех стран и делаем это с юмором. Те же «Казаки», которые были раньше, все же рассчитаны на более взрослых зрителей. Там и шутки бывали с перцем! Я даже помню свое детское восприятие: мне казалось, что это вообще взрослый мультик о всевозможных дядях, тетях, их взаимоотношениях. А у нас это совсем детское кино, где даже картинка собственно другая и по этому поводу порой бывают дебаты наподобие: «Слишком ярко!» — «Но это же детское!» Но я все равно гну свою линию, потому что мне все-таки кажется, что крокодил должен быть зеленым.
— То есть вы не хотите, чтобы зрители «Казаков» — классических и нынешних — сравнивали? Почему?
— Нет, не хочу, но, увы, все равно их будут сравнивать. Хотя это два совершенно разных продукта. Предыдущие «Казаки» совсем не имели образовательного направления, такую задачу перед авторами тогда не ставили. А нам нужно рассказать, что вот, детка, смотри: в Австралии живут коалы, пеликаны, а когда там были аборигены, то изобрели бумеранг. Единственное, что, конечно, классно — это три брендовых персонажа. Надо сказать, что они тоже претерпели изменения, поскольку сделаны по другой технологии, и теперь выглядят по-другому. Честно говоря, я очень люблю делать именно детские мультфильмы и только за них берусь. А мультфильмы для взрослых пусть делает кто-то другой. Вряд ли я пошла бы на этот проект, если бы он был каким-то серьезным, патриотическим с политкорректной темой.
— В новом трехсерийном мультфильме «Казаки. Вокруг света» герои побывают в Австралии, Индии, Америке. Почему и как их забросила туда судьба? Раскройте нашему читателю какие-то изюминки.
— Ох, это самое трудное задание для бедных сценаристов. Там все действия, как в предыдущих казаков, начинаются со всем известной горы. Кстати, это еще одна общая черта между нашим и тем мультфильмами. И вот перед сценаристами — задача: казаки находятся на горе, почему они должны попасть в другую страну и потом из этой страны вернуться на ту же гору. Сценаристы себе головы сломали! Это пока что всего три истории, а что они будут делать еще с десятью? Мы же планируем снять 13 серий на целый сезон. Такой формат прекрасно подходит для телевидения.
— И что же они придумали?
— В частности, как казаки попали в Австралию? Они на горе себе скучали, вдруг увидели классную штуку — воздушный шар! Они и себе решили построить такую, со своими подручными средствами и полетели: хотели просто прокатиться, но их случайно куда-то занесло. Случилась неожиданность – какой-то пеликан развязал веревочку, газ из шара вылетел, и они упали неизвестно куда. Оказалось, что в Австралию.
— А еще как было, это же не тайна?
— С Америкой было сложнее, потому что серия уже имела название — «Как казаки колодец копали». Поэтому нужно было, чтобы они начали копать «колодец» и… оказались в Америке! Еще общее с классикой – казаки всех побеждают, все вопросы решают и всем помогают. Попадая куда-то, они мимоходом «придумывают» некий общеизвестный символ именно этой страны, в частности, в Австралии — бумеранг. Вы думаете, что бумеранг придумал некий австралийский туземец? Нет! Это были казаки! В Индии они научили местных жителей играть в шахматы, а в Америке придумали гамбургер!
— И у нас нет сомнений, что именно так и было!
— Кто здесь сомневается? Я хотела бы посмотреть на него! (Смеется). В общем, мне по поводу этого говорили: «А ты не думаешь, что это могут воспринять неправильно?» Говорю, что это настолько глупо, это же всего лишь юмор. Возможно, маленький ребенок спросит у родителей, правда ли, что украинцы придумали бумеранг? Так родители объяснят, что это такая шутка. Но ребенок запомнит, что бумеранг изобрели в Австралии.
— Кстати, по чьей инициативе был снят этот мультфильм?
— Это инициатива генерального продюсера «Укранимафильма» Эдуарда Ахрамовича. При этом питчинг проекта (презентация с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать. – Ред.) состоялся, кажется, лет пять назад. Но вот только сейчас мы получили деньги на реализацию проекта.
— В старых мультфильмах персонажи не разговаривают – только музыкальное сопровождение. В новых «Казаках» персонажи, случайно, не начнут говорить?
— Нет, не начнут говорить, и это хорошо, потому что иначе зрители скажут – что-то здесь не так. В музыкальном сопровождении должно быть две темы — тема страны, в которую они попадают, какие-то национальные инструменты, звучание, и тема, которая касается казаков. Понятно, что казаков сопровождает наша аутентичная музыка – к примеру, когда они сидят и скучают, играет бандура. А в первой серии про Австралию будет звучать песня Kozak System «Козак містом йшов», которую они сделали очень симпатично.
— Пишут, что украинский мультфильм «Мавка» был определен как лучший на представительском анимационном форуме в Европе, в мировой прокат вышел наш «Никита Кожемяка», а еще проданы права на прокат в более чем 20 стран мультика «Похищенная принцесса». Что все это означает для нашего мультипликационного цеха?
— Хорошо, что нашлось достаточно денег, чтобы это запустить. Это же все полные метры, у «Мавки» и «Принцессы» там такие бюджеты! Радует, что у государства появились деньги на это, потому что раньше были совсем другие бюджеты на мультфильмы. То есть, это уже индустрия. И все эти проекты объединяет то, что они коммерческие. Это не авторское кино с тонким философским подтекстом, в котором никто, кроме автора, ничего не понимает. Надо, чтобы это посмотрело как можно больше людей, платили за это деньги, которые потом пойдут на новый проект. А тогда уже можно, когда-то, и снимать авторский фильм, показывать его на фестивалях…