Минэкономики практически не поддерживает экономическое развитие

3 года назад 0

За три месяца ведомство не продемонстрировало практического стремления ни помочь бизнесу, ни защитить его от вредительских инициатив.

За экономическое развитие в стране отвечает Минэкономики.

Три месяца назад новым министром и первым вице-премьером стал Алексей Любченко. Экономика страны переживает не лучшие времена — восстановление после пандемии происходит медленнее, чем ожидалось, безработица и долги по зарплатам бьют рекорды. Необходимо засучить рукава и тут же бросаться с места в карьер. Но чем занималось министерство в течение трех месяцев?

Экономика Украины восстанавливается намного медленнее, чем ожидалось. ВВП во втором квартале 2021 года вырос всего на 5,4%, на фоне падения на 11,2% во втором квартале 2020 года. Рост промышленного производства в июле 2021 года замедлился практически до нуля. Уровень безработицы достиг максимальных значений за последние 20 лет – 10,5% в первом квартале 2021 года. Задолженность по зарплате также достигла максимальных значений и на начало августа составила 4 млрд грн, увеличившись с начала года на 1,3 млрд грн или более чем в 1,5 раза. Очевидно, что критическая ситуация требует решительных действий.

Но в министерстве, по всей видимости, не ощущают особой критичности момента и не предпринимают практических действий по решению этой проблемы.

Приказы и инициативы

За 3 месяца на публичное обсуждение вынесено 8 инициатив, 4 или 50% из них направлены на выполнение обязательств в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; один — на противодействие незаконного использование средств условного доступа с помощью штрафов; один — на уточнение торговли подержанными автомобилями и их запчастями и еще один — на уточнение функционирования системы электронных закупок. Также одна инициатива касалась разработки порядка ввоза импортного оборудования для реализации проектов со значительными инвестициями (от 20 млн евро).

Только лишь последняя инициатива (одна из восьми) направлена на содействие инвестициям и стимулирует экономическое развитие. И то, разработка данного порядка это не инициатива министерства, а задание, предусмотренное Законом о господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями, который был принят еще в декабре 2020 года, т.е. 9 месяцев назад.

Что касается приказов Минэкономики, то за период с 20 мая до 20 августа на сайте опубликовано 29 приказов. 16 из них касаются внутренних процедур, связанных с переименованием министерства, изменений в составах рабочих групп, порядка проведения внутреннего аудита и т.п. 11 приказов отменяют предыдущие приказы, в т.ч. 5 приказов, подписанных новым министром экономики. Лишь 2 приказа заслуживают более-менее внимания как влияющий на экономические процессы: перенос даты собрания акционеров Экспортно-кредитного агентства (ЭКА) на два месяца с 1 июля на 1 сентября 2021 года (Минэкономики не уложилось в сроки), на котором будет утверждаться увеличение уставного капитала ЭКА с 200 млн грн до 2 млрд грн; а также утверждение перечня украинской сельхозтехники, 25% стоимости которой компенсируется из госбюджета. Данная программа действует с 2017 года и не является инициативой нынешнего руководства.

Борьба с теневой экономикой

Одной из тем, которую публично поднимает министерство и лично министр Любченко, стала борьба с теневой экономикой, в частности, с теневой занятостью. С 1 июля 2021 года Госслужба по вопросам труда (находится в сфере ответственности Минэкономики) в сотрудничестве с Налоговой службой начала инспекции с целью выявления работодателей, использующих незадекларированный труд. По сути, началась борьба со следствиями, а не с причинами.

По состоянию на 2 сентября, проведено 2463 инспекционных проверки (всего до конца 2021 года запланировано 7581 инспекционных проверок) и выявлено 8505 работников, допущенных к работе без трудовых договоров. Также в ходе проведенных инспекционных проверок заключены трудовые договоры с 4026 работниками. То есть, 4,5 тыс. человек вследствие инспекционных проверок лишились работы.

Наибольшее количество неоформленных работников выявлено в сельском хозяйстве, сфере организации питания и временного размещения; торговле.

Напомню, что именно кафе, рестораны, гостиничный бизнес и торговля – более всего пострадали от карантинных ограничений 2020 и 2021 годов, многие обанкротились, а тем, кто выжил – Минэкономики предлагает инспекционные проверки и штрафы. Такие действия правительства явно не направлены на экономическое развитие.

Не стоит забывать, что теневая экономика часто является, среди прочего, компенсатором неэффективной и враждебной экономической политики власти по отношению к официальной части экономики, а также смягчает последствия экономических кризисов. Например, как в 2014 и 2020 годах – когда при резком падении официальной экономики, увеличивалась теневая, что сгладило падения экономики с минус 6,6% до минус 1,1% в 2014 и с минус 4% до минус 1,7% в 2020 (см. График).

Перед тем, как начинать борьбу с теневой занятостью – для начала необходимо убрать либо сгладить причины ее существования. В Украине высочайшая нагрузка на фонд оплаты труда, если учесть мизерный размер зарплат. Можно уменьшить налоговую нагрузку, даже не снижая налоговых ставок. Например, увеличить налогонеоблагаемый минимум (на сегодня (!) 17 грн/мес) до минимальной зарплаты. Также давно пора ликвидировать военный сбор 1,5%, так как он вовсе не военный и идет в общий фонд госбюджета (с 2014 по 2021 год украинские граждане уплатили «военный» сбор в сумме $5 млрд). Где подобные инициативы от Минэкономики и министра Любченко?

В то же время министр поддерживает вредительский законопроект № 5600, утвержденный парламентом в первом чтении 1 июля 2021 года. О каком развитии экономики можно говорить, если этим законопроектом повышаются налоги и увеличивается административное давление на бизнес. При том, что налоговикам предоставляется больше полномочий, а для бизнеса вводится презумпция виновности.
В том числе, министр Любченко считает, что после введения НДС на продажу жилья, застройщики будут платить со своих сверхприбылей. Но ведь на самом деле это будут не застройщики и не со сверхприбылей, а конечные покупатели. Потому что НДС платят конечные покупатели. Первому вице-премьер-министру ли этого не знать.

Также в законопроекте №5600 предусматривается:

  • разрешение налоговой без суда взыскивать налоговый долг;
  • применение налогового залога на время судебного обжалования;
  • запрет на выезд руководителям предприятий, имеющих налоговый долг;
  • предоставление права налоговикам без ограничений запрашивать информацию, не касающуюся налоговый нарушений.

Все эти и другие нормы отрицательно влияют на инвестиционный климат и ведение бизнес-деятельности, а значит и на экономическое развитие. Почему министр экономики не выступает против этих норм?

Экспортно-кредитное агентство

Закон о создании Экспортно-кредитного агентства (ЭКА) был принят в конце 2016 года, а фактически оно создано Постановлением Кабмина в феврале 2018 года. ЭКА входит в сферу ответственности Минэкономики. За 3,5 года своего существования ЭКА подписало всего-навсего 6 договоров по страхованию экспортных кредитов и внешнеэкономических контрактов на общую мизерную сумму $690 тыс. Мизерную потому, что годовые объемы украинского экспорта составляют порядка $50 млрд. Образно говоря, экспортеры не заметили существования этого агентства или агентство не заметило существования экспортеров.

Последние три месяца активизации работы ЭКА не наблюдалось. Очевидно, что к росту товарного экспорта в первом полугодии 2021 года на 30% по сравнению с первым полугодием 2020 года, правительственная политика не имеет никакого отношения, как бы не хвастался этим министр. Рост произошел благодаря низкой базе прошлого года и резкого повышения цен на основные украинские экспортные товары.

В апреле 2021 года Кабмин, в рамках выполнения Закона о госбюджете на 2021 год, принял Постановление об увеличении уставного капитала ЭКА с 200 млн грн до 2 млрд грн. В июне 2021 года с помощью выпуска ОВГЗ под 9,3% сроком на 15 лет в сумме 1,8 млрд грн уставный капитал ЭКА был профинансирован. Это очень странное решение — применить механизм ОВГЗ для увеличения уставного капитала. Ведь ежегодно теперь ЭКА в течении 15 лет будет выплачивать 167 млн грн процентов по ОВГЗ вместо того, чтобы эти деньги направить на поддержку украинских экспортеров. Но министра экономики, по всей видимости, такая ситуация устраивает.

***

На словах и в своих программных статьях министр Любченко ратует за развитие экономики. Но как показывает вышеприведенный анализ, в реальности Минэкономики за последние три месяца не выдало ни одной новой инициативы, оформленной в проект нормативного акта, относительно экономического развития. Просто реализуются старые программы. Более того, министерство не выступает против законодательных инициатив и даже их поддерживает, которые ухудшают инвестиционный климат и препятствуют работе бизнеса.

В целом, несмотря на многие правильные декларации по развитию украинской экономики, реальные действия ей не способствуют, так как направлены на увеличение налогового и административного давления на бизнес и граждан. Что приведет к еще большей тенизации экономики.

Источник

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.