Политолог Евгений Магда об опросе: Мы можем быть свидетелями попытки покушения на местные выборы со стороны Зе-команды
4 года назад 0
Президент Зеленский предложил провести одновременно с голосованием на местных выборов 25 октября опрос избирателей на выходе с участков. Оно, в отличие от конституционного референдума, не будет прямых юридических последствий.
На Банковой считают, что это поможет ей коммуницировать с обществом. Обещают подготовить пять вопросов, содержание которых пока не озвучивают. По каждому будет снят отдельный видеоролик, якобы представят дни. Для чего власти нужна эта идея и как она ею сможет воспользоваться?
Об этом Depo.ua расспросил политолога, директора Института мировой политики Евгения Магду .
– В ЦИК говорят, что ничего не знают об опросе и не организуют его. Можно ли рассматривать технологию опроса как способ повышения явки на выборах или мобилизации электората «слуг»?
– Конечно, озвученная президентом инициатива является прежде всего попыткой мобилизовать электорат «Слуги народа» в привычной для Владимира Зеленского манере имитации диалога с гражданами и стандартным для его команды посылом — «а помните, как мы вместе писали президентскую программу?».
Опросы имеет вид технологии, а не инструмента для решения задач, которые действительно стоят перед нашим государством. Эта идея направлена на удовлетворение узкого интереса только одной известной политической силы. К сожалению, все это так грубо делается, не вызывает сомнений в истинных задачах инициаторов.
Среди прочего, обществу бросили ложную цель, чтобы мы говорили о псевдореферендум, а не об импотенции «слуг» на местных выборах.
– Не имеет, по Вашему мнению, идея опросу довольно нелепо, ведь любой серьезный референдум готовится дольше. И не станет результат опроса серьезным оружием, которое задействовать, когда у власти будет возникать потребность легитимизировать тот или иной вопрос?
– Напомню, в Украине сегодня нет действующего закона о всеукраинском референдуме – предыдущий был отменен Конституционным судом, а нового не принято. Нет и закона о референдуме местный. То есть я считаю, что отсутствует нормативная основа для таких опросов.
Обратимся к нашей недавней истории. В свое время остро критиковали президента Леонида Кучму за организацию референдума 2000 года, который состоялся после президентских выборов-1999 и должен был укрепить власть тогдашнего главы государства. Но нынешний президент превзошел Кучму за полторы недели до дня голосования на выборах, еще и местных, как снег на голову объявлять о каких-то пять вопросов … Это серьезная манипуляция, которая точно находится вне правового поля Украины.
– Или не повысит идея опросу и без того высокий градус напряжения в обществе и или не будет способствовать она углублению раскола по политическим, языковым или другим признакам?
– Безусловно, идея непонятного опроса содержит в себе риски. В частности, по моему мнению, если волонтеры-опросники будут ставить людям вопрос за пределами избирательных участков, то это нивелировать сам принцип экзит-полов. Можем получить путаницу с волеизъявлением граждан.
Сейчас, с помощью так называемых агрегированных рейтингов, некоторые социологи пытаются доказать обществу, что какие-то партии имеют более высокий рейтинг других. Но это не так, потому что местные выборы — это не одна цельная кампания, а полторы тысячи локальных кампаний, и повсюду есть местные особенности, которые работают иначе, чем во время президентских или парламентских выборов. После выборов можем получить проблему с достоверностью экзит-полов, и собственно результаты выборов точно будут восприниматься критически через прогнозируемую большое количество недействительных бюллетеней. То есть и без того в общество бросают элементы путаницы, но и этот опрос. Результаты которого нам будут показывать нужными власти кусочками для достижения той или иной цели. Еще раз: вся эта история — далеко не об объективном срез настроений граждан.
Нельзя исключать, что мы являемся свидетелями попытки покушения на местные выборы со стороны Зе-команды, которая чувствует, что прямая попытка их отменить или перенести повлечет серьезные проблемы для власти не только внутри страны, но и за ее пределами.
– Прокомментируйте тезис, который звучит из уст руководства государства: мол, власти не нужны законы, чтобы напрямую разговаривать с обществом.
– Это полный правовой нигилизм. И это не ново для команды Зеленского, представители которой не раз и не два предпринимали попытки играть в опасные игры с темой народовластия. Показательно, что их риторика все больше напоминает соответствующую риторику одного из лидеров ОПЗЖ Виктора Медведчука. Поэтому людям, которые идут на выборы под флагами «слуг», стоит сделать выбор: они с умными или с красивыми, с Украиной или с носителями интересов враждебных по отношению к нам государств.
– Корректно ли проводить такие опросы, ведь ВР до сих пор не приняла закон о народовластии?
– Зе-опрос не вписывается ни в какие правовые рамки. Оно не будет признаков ни референдума, потому отсутствует законодательная база, ни социологического исследования, ибо не соответствующей выборки. Использование властью подобных инструментов напоминает надевания подростками мундира генерала из реквизита и наивное хвастовство одеждой с чужого плеча.
– 25 октября у людей вроде собираются спросить, в частности, о легализации марихуаны. Сколько вообще подобных опросов и по каким еще причудливых и актуальных вопросов можно теперь проводить?
– По этой логике теперь можно будет спрашивать у людей все, что угодно Банковой. Но производить опрос вне правового поля в демократическом государстве — плохая, вредная игра. Команда Зе должна это понимать. А если не понимает она, то на эти детей со спичками должны отреагировать все вменяемые политические партии. Целесообразно обратиться в Конституционный суд относительно проверки идеи таких опросов на соответствие Конституции. Для этого нужно всего 45 подписей народных депутатов, которые при желании несложно собрать. Политики здесь имеют подняться над внутривидовой противоречиями, так как угроза шантажа результатам таких опросов является высокой.
– И уже не об опросе. В США представлен законопроект, который предлагает оценивать дееспособность президентов комиссии по медиков и бывших высоких должностных лиц. Есть ли смысл во внедрении такой практики у нас?
– Надеюсь, не так далеко все зашло у нас. Напомню, весной 2019 Зеленскому на одном мероприятии подарили книгу «Политика для начинающих». Кажется, он ее так и не листал …
А по проверке психического состояния политиков, то в условиях коронавирусной монархии ожидать возможность создания объективных медицинских комиссий не приходится. Но в истории еще СССР был опыт заочных психиатрических экспертиз.