Ползучая контрреволюция Конституционного суда. Как реагировать?

3 года назад 0

Последние решения Конституционного суда (и то, что было принято 27 октября, и предыдущие решения) – это ползучая контрреволюция, направленная напрямую против всей антикоррупционной системы, созданной за последние 5 лет, и косвенно против политики европейской интеграции Украины. Но одновременно это и вызов Президенту Зеленскому, это гибридная война против него, это пошаговый подрыв его власти и влияния. Если все будет продолжаться в нынешнем формах, то следующей жертвой Конституционного суда станет сам глава государства (вопрос только в том, когда это произойдет, при каких обстоятельствах, и что станет поводом). Верховной властью в стране может стать (без всяких на то оснований) Конституционный суд, который уже начинает злоупотреблять своими полномочиями, подменять парламент и подминать под себя исполнительную власть. И это вызов нашей нынешней конституционно-политической модели. Все государственные институты имеют свои ограничения и форму наказания за превышения своих полномочий. Единственный институт, по которому нет ограничений и наказания за нелегитимные действия, противоречащие общественным интересам – Конституционный суд. Думаю, что для очень многих граждан в нашей стране сейчас очевидно, что последние решения Конституционного суда Украины – нелегитимны, именно потому, что противоречат общественным интересам (европейскому выбору Украины и необходимости эффективной борьбы с коррупцией).

В чьих интересах действовали судьи Конституционного суда? Говорят об интересах партии ОПЗЖ, чьи депутаты направили соответствующее представление в Конституционный суд. Там, где говорят об ОПЗЖ, естественно, вспоминают и об интересах России. Но надо признать суровую и неприятную правду. За этим решением также стоят эгоистические интересы самих судей Конституционного суда, которые не хотят показывать общественности объемы своей реальной собственности и не хотят расследований об источниках ее происхождения. За этим и другими сомнительными судебными решениями стоит круговая порука судейского корпуса, большинство представителей которого небезосновательно подозревают в коррупции. В отмене электронного декларирования заинтересованы очень многие высокопоставленные чиновники и народные депутаты, причем из самых разных политических сил, как провластных, так и оппозиционных. Ведь решением Конституционного суда фактически уничтожается сама возможность наказания высокопоставленных коррупционеров за незаконное обогащение. В Украине уже давно, с первых лет появления антикоррупционных институтов, возникла широчайшая коалиция их противников. Последние два года эта коалиция использует новую и очень эффективную стратегию – выхолащивания антикоррупционного законодательства и разрушение антикоррупционных институтов через решения Конституционного суда (КС). Ведь оспорить решения КС невозможно.

И что делать в такой ситуации? Как на это реагировать Президенту, общественному мнению, Европейскому Союзу и международным партнерам Украины?

Общественное мнение Украины уже выражает бурное неприятие решения Конституционного суда. И чем более масштабной будет критика этого решения, тем более нелегитимным оно будет представляться.

Уже есть первые проявления и критической реакции Европейского Союза на решение, принятое Конституционным судом. И эта критика будет нарастать и становиться более жесткой, с рисками финансовых и политических проблем для Украины. Но я бы предостерег европейских политиков от поспешных и ошибочных решений, особенно относительно безвизового режима для Украины. Ведь решение Конституционного суда косвенно направлено на провоцирование кризиса в отношениях между ЕС и Украиной, на дискредитацию политики европейской интеграции. Отмена безвиза для Украины сыграла бы прежде всего в интересах противников европейской интеграции Украины. Уж если лишать кого-то безвиза, то всех, кто причастен к этому решению, а заодно было бы логичным провести международное расследование относительно незадекларированной зарубежной собственности наших судей, депутатов и высокопоставленных чиновников.

Как реагировать Президенту? Ведь это вызов и ему. Не случайно решение Конституционного суда появилось после местных выборов. Старые политические элиты воспринимают сейчас Президента Зеленского как ослабевшую фигуру. «Акела промахнулся». Значит можно атаковать. И это только первая атака. За ней последуют и другие, возможно более мощные.

У Президента и всех сторонников сохранения антикоррупционных институтов есть два сценария ответных действий: 1) умеренный и пошаговый, в рамках существующего правового поля; 2) радикально-революционный, проще говоря, – прекращение Президентом полномочий нынешнего состава Конституционного суда с обоснованием нелегитимности принятых им решений и превышения полномочий КС.

Первый сценарий – умеренный – самый простой и логичный. Он предполагает реагирование на решение Конституционного суда в рамках существующего правого поля: подготовка и утверждение нового законодательства о НАБУ, НАПК, электронном декларировании и т.д.; постепенная замена членов Конституционного суда на авторитетных профессионалов, которые поддерживают европейские ценности и антикоррупционные идеалы. Но это процесс, который займет не один год, будет развиваться, скорее всего, противоречиво и с переменным успехом. Это «окопная, позиционная война», победа в которой никому не гарантирована. Но зато и риски поражения минимальны.

Второй сценарий – радикально-революционный – фактически предполагает выход за рамки существующего правого поля. Ведь процедура одномоментного и досрочного прекращения полномочий Конституционного суда не предусмотрена Основным законом Украины. Такой сценарий был вполне возможен и вряд ли вызвал бы сопротивление в 2014 г., сразу после Революции достоинства. Но тогдашние руководители страны не решились на революционные действия и предпочли кулуарные договорняки с членами Конституционного суда «от Януковича». Президент Зеленский при желании мог бы распустить нынешний Конституционный суд в первые месяцы своего президентства. Но КС тогда показал Президенту свою лояльность и нейтрализовал возможные риски для себя.

Если Президент Зеленский пойдет на роспуск Конституционного суда сейчас, то он встретит сильнейшее сопротивление с разных сторон, обвинения в нарушении Конституции, возможно даже неподчинение со стороны ряда государственных институтов и ряда органов местного самоуправления. И позиции главы государства не так прочны, как год назад. С очень высокой вероятностью может возникнуть острый и глубокий политико-правовой кризис. И это очень рискованно для главы государства. Ведь в случае поражения Президент может потерять не только власть, но и свободу. Мистическим образом может повториться сценарий его фильма.

Но логика истории говорит, что на контрреволюцию (даже ползучую) надо отвечать жесткими революционными действиями. Иначе можно проиграть все, хотя и не сразу. Головы «гидры контрреволюции» надо рубить быстро и нещадно. На войне как на войне. Разумеется, роспуск нынешнего состава Конституционного суда с отменой всех принятых им решений должен быть тщательно юридически обоснован (нелегитимностью принятых решений, превышением полномочий в действиях КС, конфликтом интересов у целого ряда членов КС и т.д. и т.п.). И сразу же надо сформировать новый состав Конституционного суда, который будет восприниматься обществом и международными партнерами Украины с достаточным доверием. Одновременно должна быть апелляция к обществу. А если еще будут возбуждены дела по коррупции против отдельных членов Конституционного суда, то общественного понимания будет больше. Да, это будет «политико-правовое решение», которое не предусмотрено действующей Конституцией. Но именно таким образом Украина выходила из политических кризисов в 2004 г., 2007 г., и в феврале 2014 г.

Радикально-революционный сценарий позволит проявить Президенту Зеленскому решительность, которой от него давно не видели, и антиэлитность, стремление к справедливости, за которые проголосовали его сторонники в 2019 г. Таким образом Владимир Зеленский может восстановить былую популярность, вернуть значительную часть своих прежних сторонников. Кто будет против? – «Медведчук и компания», ряд парламентских политиков, некоторые руководители судебных институций, возможно, ряд руководителей местного самоуправления. Скрытых противников роспуска КС наверняка будет очень много, но значительная их часть будет деморализована в случае решительных действий Президента, либо не захотят рисковать участием в конфликтном противостоянии. Публично защищать Конституционный суд, разрушающий основы антикоррупционной политики, будет достаточно рискованно и политически и имиджево. Это будет крайне сложный выбор и для Петра Порошенко с его партией – встать на сторону Президента Зеленского, которого они ненавидят, либо защищать Конституционный суд, чьи решения подрывают политику европейской интеграции, и вызывают резкую критику Евросоюза.

Естественно, для реализации радикального сценария борьбы с «ползучей контрреволюцией» потребуется консолидация парламентского большинства, правительства, правоохранительных органов и силовых структур, всех сторонников антикоррупционной политики, продуманная тактика. И самое главное – решительные действия. Одних слов и перформансов здесь будет недостаточно.

Вот такая драматичная дилемма для Президента Зеленского в реагировании на сомнительные решения Конституционного суда – действовать в защиту основ антикоррупционной политики осторожно и рационально, не выходя за рамки буквы Основного закона; либо рискнуть очень многим и распустить Конституционный суд, который стал вызовом и для антикоррупционных институтов, и для власти главы государства.

Владимир Фесенко
Политолог, политический консультант