Реформа армии. Призовут участников АТО, а за «откос» – новые штрафы
4 года назад 0
Президент придумал, как бороться с кадровым голодом в украинской армии
В украинских Вооруженных силах — острый кадровый голод. Катастрофически не хватает офицеров, особенно младших, хотя в год их выпускается тысячи из специализированных вузов и военных кафедр. Последние, которые относятся к резерву, не горят желанием на практике показать, на что они способны. В итоге два раза в год для военкомов погоня за призывниками и резервистами превращается в экшен. Президент решил прийти на помощь: предложил увеличить штрафы за уклонение от призыва и пересмотреть работу военкоматов, переименовав их. Что изменится?
Новые штрафы
Каждый год сотрудники военкоматов стараются выполнить план по призыву не только срочников, но и резервистов. В прошлом году было вынесено 409 приговоров и решений за уклонение от службы: 280 — по призыву, 129 — по уклонению от воинского учета или специальных сборов. За неявку в военкомат предусмотрен лишь штраф: от 85 до 255 грн. Уклонение от воинского учета или специальных сборов может «стоить» до 1190 грн, полгода ареста или два года исправительных работ. А уголовная ответственность предусматривает до трех лет ограничения свободы. Впрочем, наступает она, судя по практике, крайне редко.
Но президент предлагает усилить наказание. За нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета штраф может составить до 1700 грн. За уклонение после предупреждения, сделанного соответствующим военным комиссаром, — до 8500 грн, или исправительные работы. А штрафы за нарушение мобилизационной подготовки составят 1700–3400 грн для обычных людей и 3400–5100 грн для должностных лиц.
Как рассказал «Вестям» военный эксперт Олег Жданов, усиление наказания за уклонение от резерва не случайно — сегодня в армии не хватает офицеров, поскольку они после окончания контракта сбегают на гражданку, а новые не приходят. Бегут и выпускники военных вузов, отслужив положенные пару лет, чтобы не платить за учебу.
«К примеру, сегодня уже будет третья попытка призвать на службу офицеров запаса, потому что в армии сейчас катастрофа с кадрами. Командира взвода не найти вообще. На взводного ставят вчерашнего выпускника, а что он может сделать, если в его подчинении оказываются люди от 20 до 40 лет, как ими командовать, чему учить и воспитывать? Поэтому сегодня стараются вернуть в ВСУ тех, кто уже имеет опыт. Но большинству это уже не нужно. Штрафы не помогут, как и уголовная ответственность«, — уверен Олег Жданов.
Экс-сотрудник Минобороны Игорь Ковалев подтверждает проблему.
«Патриотический порыв давно сошел на нет. Сегодня сложно в армию затащить не то что новобранцев, даже резервистов с офицерами запаса. Минобороны давно придумывает разные подходы, но так и не может удержать на службе людей, поскольку нет мотивации — не решается квартирный вопрос, по карьерной лестнице продвигаются только условные кумовья«, — говорит Ковалев.
Вернуть отслуживших
Именно для того чтобы не возникло трудностей с призывом офицеров запаса, в президентском законопроекте есть пункт о том, что на военную службу призываются зачисленные в оперативный резерв первой очереди. А это демобилизованные военнослужащие шести волн частичной мобилизации в течение 2014–2015 годов, уволенные в запас срочники, а также контрактники. Все они автоматически зачисляются в оперативный резерв первой очереди.
Таким поворотом событий вчерашние атошники довольны не все.
«У меня нет ни желания, ни свободного времени на полгода отрываться от работы и семьи и снова идти в армию. К тому же сейчас нет необходимости. В ответ стрелять нельзя. Полгода просто баклуши бить, и ради чего. Ведь президент в законе не подумал о повышении нам оклада. Как было, так и оставил — от 2600 до 3500 грн в зависимости от воинского звания, это работающим. А тем, кто официально не трудоустроен, то есть считается безработным, и того 1800 грн. Таких среди нас много. Думаю, это глупо. Должны послужить те, кто еще пороху не нюхал, а нас уже не трогать. К тому же ситуация на востоке не обостряется», — рассказывает «Вестям» ветеран АТО Алекс Зубов.
Есть и те, кто готов снова вернуться на службу, так сказать, вспомнить былое.
«Мне еще повестка не приходила, но я готов снова в армию пойти, для разнообразия. Уверен, нам с мужиками не скучно. Надеюсь на то, что примут нас нормально, что условия будут получше, а не такие, как в 2015 году. Да и командир хороший попадется«, — отмечает Василий Перехрест.
Олег Жданов, впрочем, считает, что с Перехрестом согласятся немногие. Ведь придется на полгода бросить работу, семью, а гарантированное сохранение рабочего места, особенно в кризис, не выглядит убедительно.
«В данной ситуации я усматриваю то, что у президента в подчинении нет силовой структуры, и он старается хоть как-то укомплектовать армию. Нацгвардия, которая должна ему подчиняться и создана для поддержания конституционного порядка на территории Украины, подчиняется главе МВД. Попытка переподчинить Нацгвардию, предпринятая летом прошлого года, не увенчалась успехом. Единственный расчет — на резервистов ВСУ«, — рассуждает Олег Жданов.
Источник: Алла Дунина, Vesti.ua