Год монобольшинства. От турборежима и мемов до войны и сливов

4 года назад 0

“Слуга народа” разгромила конкурентов на парламентских выборах летом 2019 года, впервые в истории Украины собрав в Раде монобольшинство. Это позволяло президенту Владимиру Зеленскому и его команде строить грандиозные планы по перестройке государства. Начала супер-фракция “за здравие”, принимая законы в режиме “сумасшедшего принтера”. Очень быстро этот механизм дал сбой.

Vesti.ua разобрались, что же стало с монобольшинством за год работы в Верховной Раде.

Как все начиналось. Турборежим
Досрочные парламентские выборы и все еще высокий рейтинг Владимира Зеленского позволил “Слуге народа” получить 254 мандата. На мажоритарных округах представители президента, будучи политическими ноунеймами, побеждали местных князьков. Иногда даже не проводя агитацию.

Осенью депутаты запустили пресловутый “турборежим”. Представители “Слуги народа” очень быстро начали принимать президентские законопроекты. Большинство позволяло голосовать за документы по упрощенной процедуре с минимальным обсуждением. В первые дни работы нового парламента удалось проголосовать за 26 законопроектов. Спикер Рады Дмитрий Разумков окрестил это “турборежимом”, в оппозиции подобную прыть нарекли “взбесившимся принтером”. Премьер Алексей Гончарук назвал такой режим ненормальным и призвал его завершить.

В сентябре монобольшинство приняло 108, а в октябре 126 документов. С каждым днем сплоченности внутри фракции становилось все меньше, принимать важные для Зеленского законопроекты без помощи внефракционных депутатов и ситуативных союзников иногда было невозможно.

Владимир Зеленский хотел не только принимать законопроекты, но и менять Конституцию. Для этого ему нужны были не только свои верные “Слуги народа”, но и голоса других фракций и независимых мажоритарщиков. Последние, к слову, иногда поддерживали президента не хуже фракции Зеленского. Однако, даже единогласная поддержка СН не всегда позволяла принимать Конституционные законы.

Разделяй и властвуй
Долго так продолжаться не могло. Хотя бы потому, что 254 депутата, которые не всегда голосуют в унисон да и ходят в Раду далеко не регулярно, не могут постоянно штамповать 226 голосов “За”. Это первая причина.

Вторая — “Слуга народа” была соткана не из единомышленников, которые годами строили сильную партию, а из разных и иногда случайных людей. Более того, в список они попадали по квотам от разных политиков и бизнесменов: Арсена Авакова, Игоря Коломойского, Рината Ахметова, Владимира Зеленского или даже Демократической партии США.

Еще одна причина противостояния внутри “Слуги народа” — в самой философии Владимира Зеленского. Он до сих пор хочет усидеть на двух стульях, пытаясь влюбить в себя патриотов с запада Украины, а также более умеренных избирателей, ностальгирующих по СССР. Таким образом, под зелеными флагами собрались либералы Геворг Курехян (Гео Лерос) и Давид Арахамия (Давид Браун) с одной стороны и гомофоб Александр Дубинский и защитник русского языка Максим Бужанский с другой.

Альянсы внутри “Слуги народа” формируются по самым разным интересам. Например, за право выдвигаться в мэры Киева боролись Николай Тищенко, Александр Качура, Александр Ткаченко своим тезкой Дубинским, но победила их всех Ирина Верещук. Это противостояние подарило нам несколько “сливов” в телеграм-каналах и громких заявлений оппонентов. Войны внутри “Слуги народа” шли за министерства, идеологические и экономические законы.

Собрания фракции в КВЦ “Парковый” и личное вмешательство президента не всегда помогало собирать голоса. Из-за этого в украинском политикуме постоянно витают слухи о том, что президент распустит парламент, который не позволяет ему проводить реформы.

Исход и драки
Реформы Владимира Зеленского порою били по интересам разных олигархических кланов. Группы влияния внутри “Слуги народа” стали конфликтовать между собой, используя в своей борьбе СМИ, телеграм-каналы и даже кулаки.

Раскол наметился еще в сентябре 2019 года. Впервые “Слуги” не смогли собрать 226 голосов, рассматривая вопрос о безопасности на автодорогах. В октябре о создании отдельной группы заявлял Александр Дубинский, а в декабре Максим Бужанский уже дрался с Геворгом “Гео Леросом” Курехяном.

Супер-фракция постепенно уменьшается физически. В ноябре из фракции “Слуги народа” исключили Анну Скороход. Руководитель фракции Давид Арахамия заявил, что она выступала против решений партии, а также предлагала коллегам взятки. В декабре вслед за ней последовал Антон Поляков. Позже из фракции пришлось исключить Романа Иванисова, но не за политический саботаж, а за судимость по тяжкой статьей.

Группа Александра Дубинского, которую считают близкой Игорю Коломойскому, начала открыто конфликтовать с депутатами из общественных организаций, спонсируемых западными фондами — так называемыми “соросятами” Апогеем конфликта стал слив записи разговора премьера Алексея Гончарука с представителями Минфина.

Вскоре группа Дубинского добилась своего — Рада проголосовала за отставку премьера Алексея Гончарука и генпрокурора Руслана Рябошапки. На данный момент, это самое существенное завоевание данной группировки. Правда, новый глава Офиса генпрокурора и премьер никак не обрадовали команду Игоря Коломойского и “антисоросят”.

На данный момент продолжается противостояние Геворга Курехяна и главы Офиса президента Андрея Ермака. Оно сопровождается регулярными сливами документов, переписок и телефонных разговоров. При этом, Леросу сочувствует тот же Александр Дубинский, который на этот раз оказался с ним по одну сторону баррикад.

“Зеленые кнопки” и титаны труда
Депутатов от “Слуги народа” критикуют за отсутствие опыта и профессионализма. Многократные народные избранники возмущены, что в парламент прошли свадебные фотографы и дизайнеры, а не сплошь комсорги и банкиры. Год работы показал, что “Слуга народа”, как минимум технически, успешно справляется

Стоит отметить дисциплинированность депутатов фракции “Слуга народа”. В топе рейтинга самых активных депутатов сплошь “ЗЕ-ленинцы”. Полторы сотни представителей партии принимали участие в более чем 80% голосований. Процент посещаемости парламента монобольшинством также впечатляет. Разумеется, что по другому действовать фракция, чей фактический глава Зеленский резко выступает против кнопкодавства, не может.

Выделить можно разве что оппозиционность Александр Дубинского и Александра Ткаченко. Они практически никогда не голосовали за законы, которые негативно отразились бы на Игоре Коломойском.

В “Слуге народа” есть настоящие титаны труда, которые словно легендарный Юрий Кармазин, без устали штампуют документы и правки к ним. Это Роксолана Пидласа, Даниил Гетманцев и еще пул из десятка депутатов. Большая часть фракции занимается, в основном, нажатием зеленых кнопок. Указанные в инфографике “пассивные” Максим Зуев и Иван Юнаков вовсе не бездельничают — они участвовали в 75% и 84% голосований соответственно.

По факту, в “Слуге народа” есть пара-тройка десятков активных медийных нардепов и массовка, которая слабо или почти никак не влияет на создание законов, но очень важна во время голосований. Что-то подобное можно было наблюдать в украинском парламенте на в 2006-2014 годах. Тогда во фракциях был немногочисленный актив, а также массовка, которая даже не ходила на заседания. Вместо них голосовали “кнопкодавы”.

Заканчивалось это для фракций плачевно. В 2010 году из “Батькивщины” под крыло Виктора Януковича ушло несколько десятков “тушек”, а в 2014 году состоялся исход из “Партии регионов”.

Мемология монобольшинства
За год своего существования “зеленой” фракции ее депутаты подарили украинцам несколько новых терминов и мемов. Vesti.ua вспоминают самые запоминающиеся события в жизни “Слуги народа”. Перечислим их:

  • корабельная сосна — этот мем возник, когда в сети появилась запись разговора Александра Корниенко и Давида Арахамии. Они обсуждали внешность и характер то ли их коллеги Ирина Аллахвердиевой, то ли возможной кандидатки в мэры Николаева Татьяны Домбровской;
  • продать собаку, чтобы заплатить за коммунальные услуги — такую схему предложил нардеп Евгений Брагар;
  • анал — табу. Это сообщение украинцы увидели в переписке нардепа Богдана Яременко. Судя по всему, автором этого сообщения является секс-работница;
  • зеленая кнопочка — еще один хит из интимной переписки Елены Криворучкиной. Переписывалась она с неким “Любимым”;
  • евгеника Третьяковой — депутат Галина Третьякова предложила отказаться от “производства некачественных детей”, вдохновившись достижениями Третьего Рейха.

Это далеко не полный список всех мемов, которые успели породить “Слуги народа”. Отдельные партии даже за десятки лет существования не могут похвастаться таким большим количеством “LOL-контента”.

Что ждет “Слугу народа”
Главный вопрос — доживет ли монобольшинство до очередных выборов 2024 года. Украинцы об этом задумываются после каждого спорного голосования.

Политические эксперты самым пессимистическим вариантом считают роспуск парламента уже осенью 2020 года. Таким образом, выборы нас ждут уже весной 2021 года. В роспуске парламента уверен, например, политолог Михаил Чаплыга.

Политолог Андрей Золотарев считает, что провал “Слуги народа” на местных выборах может стать причиной назначения внеочередных выборов.

“Решающей станет осень. Результаты местных выборов определят политическую судьбу парламента. Если результаты выборов приведут к изменению баланса сил, то и нас будут ждать досрочные парламентские выборы”, — говорит Золотарев.

Иногда кажется, что единственным связующим материалом в “Слуге народа” является страх. Депутаты понимают, что без поддержки Владимира Зеленского их политическая карьера закончится, толком и не начавшись. Если президент вдруг распустит парламент, то большая часть внутренних оппозиционеров вряд ли когда-то сможет повторить свой успех даже на мажоритарных округах. Пока что авторитета и рейтинга Зеленского хватает на то, чтобы большинство жило. Пока что.