Артем Кияновский: «Если задача школы научить отличать крупную клубнику от мелкой, то с ней мы пока справляемся»

5 лет назад 0

На фоне сегодняшних чудес типа стагнирующего здравоохранения; разваливающейся на группки по интересам зе-команды и полного непонимания власти, что со всем этим делать, захотелось прильнуть к истокам, обратиться к старому-доброму-вечному и поговорить о жизни нынешней школы с моим коллегой и другом Артемом Кияновским, директором авторского учебного заведения, известного за пределами не только Херсонщины, но и Украины.

— Скажите, Артем Александрович, что вы обо всем этом думаете?
— Что значит "обо всем этом"? Мы же договаривались про образование, а теперь " обо всем"! 

— Ну, не ловите на слове; интервью беру я у вас, а не наоборот, и тема его — успехи идущей уже который год реформы образования. 
— Про успехи надо не ко мне, а к педагогическому начальству, где охотно объяснят, каких высот мы достигли.
Могу лишь сказать, что реформа образования оказалась столь же "успешной", что и реформа здравоохранения, проводимая пани Супрун, руководимой заморскими хозяевами. Читатель поймет, что я хочу этим сказать.

— Тогда что вам не нравится: новые учебные программы, учебники, подготовка педагогов, нехватка материальных средств?
— Спасибо, что перечислили, но главное, кажется, упустили: в "Новой украинской школе" убирают часы на изучение исскуства, информатики, хотят объединить в один предмет физику, химию, биологию, географию, — то есть, осознанно бьют по интеллекту нации! Такое затеять могут лишь или прямые враги, или абсолютно беспомощное, непрофессиональное и даже безграмотное руководство. Как говорится, хуже дурака — только дурак с инициативой, ведь именно такая публика взобралась сейчас на более-менее заметные управленческие посты.

— Пожалуйста, конкретнее. Если не опасаетесь последствий, разумеется.
— Давайте посмотрим на трех последних министров образования: Лилию Гриневич, Анну Новосад и Любомиру Мандзюк…

— Кто их не знает… Первая прославилась созданием Новой украинской школы, куда, как в бездну, канули огромные деньжищи (и наши, субвенционные, и грантовские), а новой школы так и не появилось.
Вторая — так сказать, правописательный уникум — повергла в шок наших мовознавцев, допуская двадцать ошибок в десяти словах!
Последняя тоже не подкачала — еле успела провести на своей львовщине конкурс детских рисунков в честь дивизии СС "Галичина", как тут же ее патриотизм был вознагражден министерской должностью!

— Это лишь мелкие штрихи, а важно совсем другое… Трех этих дам объединяет отсутствие работы в школе и слепая готовность выполнять за чужеземные гранты  реформирование по формуле  «не приходя в сознание»!
Об этом мне говорили сотрудники министерства образования, которые, видя внедряемые глупости, плакали, уходили с работы, но не вредили школе…

— О чем идет речь?.
— О вредоносных деяниях этой троицы: законах "Об образовании" и "О полном среднем образовании".

— В общем-то, эти правовые нормы принимал Парламент…
— А кто готовил их, не министерки и их подчиненные? Там столько всякой ерунды, что просто не верится, что нормальные люди могли такое придумать!

— Например?
— По Закону «Об образовании» школы наполнились «здобувачами», а не учениками или воспитанниками… Зато в Законе «О полном среднем образовании» уже есть и «здобувачі», и ученики. Ответьте с трех раз, чем одни отличаются от других! 
Статьи законов размыты и противоречат друг другу. А ведь никто не отменял понятие правовой определённости…
Эти законодательные опусы, что роман в стихах: текст первого — на 165 стр, а второго — на 63. Кто наваял сии труды, понятно. Но читать эту ерунду — сил нет!
Между тем, учитель должен знать эти законы, родители — знать и применять. Хотя понять их просто невозможно! 
Педагоги обращаются с вопросами в министерство,  и оттуда присылают пояснение, как понимать эти законы — ещё  на 36 страницах! Вот что такое — контора пишет!
Согласно этим, с позволения сказать, правовым актам, мы можем себя поздравить с тем, что 1 — 2 и 5 — 6 классы стали всего лишь подготовительными! Из 11 лет учебы — четыре (!) года подготовительные. Фантастика! Во Франции обязательное обучение с 3,5 лет.
И это в то время, как в цивилизованном мире формируются методы обучения детей  с 2-х — 3-х лет! (Методика Домана, ТРИЗ и др.).

— Знаете, эти детали скучны, и читатель их вряд ли поймет. Нельзя ли пояснить несуразности новых законов на местном материале?

— Тогда по-другому… Единая школа, с 1 по 11 класс, теперь как бы упразднена. Начальная, средняя и старшая должны быть отдельно. 
Но как развести их в том жеВерхнем Рогачике, где одна школа?
На первом этаже останется начальная, теперь уже отдельное юридическое лицо со своим директором и бухгалтером, учредитель которой — местная территориальная громада. 
На третьем этаже — старшая школа, и это второе юр. лицо, с учредителем —  областным советом. 
А на втором этаже, чтобы не пустовал, наверное, разместят еще одно юридическое лицо — среднюю школу, 5-9 классы, опять-таки, со своим директором, бухгалтером и завхозом! 
Так что это: клинический идиотизм — или сознательный развал системы? Который проводится по творческим лекалам госпожи Супрун, занимавшейся вместо новых стажировок, лекарств, оборудования, мединститутов, повышения зарплат – суетой, реорганизацией, открытием новых счетов и тому подобным. 

— Говорят, школа — это прежде всего учителя. Как нынче дела с педагогическими кадрами?
— Как и со всем прочим. Особо печально понимание  у госпожи министра понятия «хороший урок». Вся Украина видела дистанционные дидактически безграмотные уроки по телевизору – с низкой культурой записи. Небрежно одетые, от джинсов до вечерних нарядов, допускающие фактические ошибки учителя… Действительно стыдно! 
Молодежь идет учительствовать неохотно, поэтому школа держится на подвижниках пенсионного возраста, которых сегодня от 30% до 50%. Так знаете, что придумала министерка Мандзий? Она требует предупредить доверчивых пожилых учителей, что если они не подпишут заявление о желании заключить контракт на один год, то с 1 июля будут уволены.  
Вся подлость ситуации в том, что после того, как написал заявление о переходе на такой контракт, судиться нельзя – ты сам захотел! Это противоречит обязательствам Украины по недопущению дискриминации людей по возрасту.
Представьте себе психологическое состояние немолодых людей, сомневающихся в завтрашнем дне, и как это отражается на их нервной системе, сердечных заболеваниях…      

— А на каких условиях работают директора?
— Ну, это тема отдельного разговора… Вместо того, чтобы решительно расставаться с недобросовестными руководителями, мадам министр одарила украинскую педагогику доктриной «у нас не будет вечных директоров» и ввела ограничение руководить школой двумя сроками по 6 лет. Далекой от проблем образования, ей даже в голову не может прийти, что обретение управленческого опыта и получение реальных результатов требует значительно больше времени, ведь полный цикл обучения 10 лет, и изменения видны лишь после него, а на создание авторской школы, иной раз, уходит и больше десятилетия.
Зато по новому закону в контракте директора  прописано, что нарушение требований «статей по мове» — является чуть ли не главным основанием для его увольнения. Ура-патриоты ликуют!
Впрочем, стать директором хорошему педагогу сегодня тоже непросто. Так, сформированы специальные комиссии, в которых бездельников-активистов больше, чем педагогов-профессионалов. Легко представить себе, кого навыбирает эта публика…

— Да, картину вы нарисовали безрадостную. Неужели, на самом деле, все так плохо?
— Почему плохо? Есть и хорошие моменты. Вот, весна пришла, травка зеленеет, солнышко ярко светит, глядишь, с коронавирусом скоро распрощаемся.

— Приятно, что вы еще шутите.
— А что нам еще остается делать? Ведь я об этом не только вам говорю, но и писал на самый верх, вплоть до Президента. Результат — ноль!
Приведу занятный штрих, характеризующий работу министерства с таким руководством. Как известно, с 12 марта начался карантин и переход школ на дистанционное обучение. С 12 марта! И лишь спустя больше месяца, 15 апреля (!!!), мы получили рекомендации по дистанционному обучению. Оцените оперативность!
Я уже не говорю про такой позор власти, как провал внешнего независимого оценивания для 11-классников, ведь в 80 % случаев дистанционно подготовить детей невозможно!!! 
Следовало бы, в этом году, в виде исключения, принимать ребят в высшую школу по результатам школьного аттестата. 

— Слушаю вас, и как-то не верится: ведь та же Мандзюк какое-то время возглавляла Львовское областное управление образования, неужели она так мелко плавает в школьных делах?
— В том-то и беда, что на управленческие посты назначаются люди, напрочь лишенные профессиональных качеств.  О знании и понимании школоведения нынешнего министра свидетельствует анекдотический факт: несколько дней назад, в ходе брифинга, транслировавшегося по телевидению, на вопрос, что делать с 11-классниками, обязанными пройти военно-полевые сборы для получения аттестата, госпожа Мандзий, ничтоже сумняшеся, заявила: ничего страшного, проведем сборы осенью! 
Будто с луны она, а не Львова — не знает, что осенью собирают грибы, а не выпускников!

— Тогда как объяснить, что такие особы пробиваются на столь ответственные посты, неужели те, кто их назначает, сами идиоты или не понимают, что делают?
— Боюсь, всё  не так просто. В идиотов у власти я не верю, но если допустить, что высшее руководство ограничило задачу школы воспитанием поколения, способного разве что отличать крупную клубнику от мелкой на сезонных работах в Польше, то все происходящее находит свое объяснение. 

— И вы миритесь с этим как директор?
— Кто вам сказал? Кто смирился — молчит. А мои ученики если и будут убирать клубнику, то на своих дачах, помогая родителям. 
Мы следим за мировым опытом, например, той же Эстонии — внедряем IT-технологии, уделяем внимание философии и искусству,  вкладываем средства в обучение и стажировки учителей и надеемся, что «туман» в головахруководства развеется.

Записал Виталий Бронштейн