Коронавирус загнал забастовки в социальные сети

5 лет назад 0

2020-й будет "годом пустых улиц", протестные движения остановились.

"Кому война, а кому – мать родна" — мировая пандемия коронавируса стала настоящим подарком тем авторитарным режимам, которые испытывали проблемы с протестным движением в своих странах.

"2019 год был отмечен мятежами", — напоминает швейцарское издание Neue Z?rcher Zeitung. В Судане, например, после 30-летнего правления был вынужден уйти в отставку диктатор Омар аль-Башир. В Гонконге возмущенным гражданам удалось добиться отзыва ненавистного закона об экстрадиции. В Боливии мятеж воспрепятствовал новому президентскому сроку давно занимавшего свой пост Эво Моралеса. А во Франции массовые забастовки "желтых жилетов" заставили правительство смягчить непопулярную пенсионную реформу. То есть в 2019 году народные протесты добились заметных успехов по всему миру.
Паралич протестных движенийС наступлением коронакризиса ситуация резко изменилась, и крупные демонстрации исчезли с улиц городов во всем мире. "Сегодня улицы больше не "в огне", 2020-й скорее останется в памяти как "год пустых улиц". Волны протеста утихли по всей планете. Коронакризис сдерживает активистов и вынуждает их как минимум перенести свои требования с улиц в цифровое пространство. Однако там их пробивная сила чаще всего невелика. Правители получили в лучшем случае возможность передышки ", — пишет Neue Z?rcher Zeitung.
Протесты пошли на спад по нескольким причинам. С одной стороны, правительства по всему миру ввели запреты на собрания. Например, в России. "Так они перечеркнули и планы оппозиции по проведению митингов против конституционной реформы президента Путина. При этом еще летом прошлого года Москва пережила крупнейшие за несколько лет уличные протесты", — пишет издание.

С другой стороны, сами лидеры протестов во многих странах призвали своих сторонников оставаться дома. В зависимости от конкретной страны роль в этом сыграло в первую очередь беспокойство за собственных соратников или мнение, что настоящий момент неблагоприятен для продвижения политических требований. Иными словами, сейчас наблюдается паралич протестных движений. Сколько он продлится, будет зависеть, в первую очередь, от дальнейшего течения пандемии Covid-19.

И третья, пожалуй, одна из главных, причина спада протестного движения в мире кроется в угрозе нового экономического кризиса. "Covid-19 погасил протестные движения, когда стало ясно, что пандемия вызовет мировую рецессию. В результате политические требования отходят на задний план — что, впрочем, не означает, что они канут в Лету", — резюмирует швейцарское издание. 
Забастовки станут виртуальными"Ясно лишь одно: в связи с рисками для здоровья массовые протесты на ограниченном пространстве будут редкостью и спустя месяцы после пика эпидемии. Поэтому в 2020 году протестным движениям придется обрести новую форму", — заключает Neue Z?rcher Zeitung.
Скорее всего, они переместятся в мир социальных сетей. Так, например, в Израиле виртуальная акция протеста против закрытия Кнессета набрала 600 тыс. пользователей.

"Возможно, Covid-19 изгнал протестные движения с улиц эффективнее самого репрессивного аппарата безопасности. Однако для подвергающихся давлению авторитарных правительств это, вероятно, лишь передышка. Им придется жить с риском того, что через несколько месяцев народный гнев разразится снова, и в связи с ухудшением экономической ситуации получит дополнительный импульс", — пишет издание.

Людей, как в реальности, так и в интернете, будет возмущать самообогащение правящих элит, растущая пропасть между состоятельными и низшими слоями населения. Более того, пандемия только подчеркнет разрыв между привилегированными, которые могут хорошо защититься в комфортных домах, и неимущими, для которых социальное дистанцирование в будничной жизни — непозволительная роскошь. Также возможно, что оппозиционные группы используют этот фактор, чтобы укрепить свои позиции в обществе.
"Гайки закрутят" еще сильнееПандемия коронавируса вообще развязала руки авторитарным правителям в отношении своих оппонентов. "Мягкие авторитарные деятели становятся жестче, а полицейское государство становится образом жизни даже в некоторых демократиях", — пишет The Guardian.

Например, в Венгрии премьер-министр Виктор Орбан может править с помощью указов в течение неопределенного периода времени. В соседней Сербии солдаты патрулируют улицы в рамках плана реагирования на коронавирус. В Москве власти обдумывают меры, которые потребуют от всех, кто хочет выйти на улицу, сообщить причины онлайн, а затем за ними будут следить по телефону.

"Ужасающая ситуация, в которой любой человек, в любом месте может представлять потенциальную угрозу, является идеальной мобилизующей силой для авторитарных деятелей. Многие открыто сравнивают нынешнюю ситуацию с состоянием войны, подразумевая, что сейчас применимы ограничения военного времени, когда сомнения относительно правительства могут рассматриваться как непатриотичные или даже предательские", — пишет The Guardian.

И то, сколько "чрезвычайных" мер, введенных сейчас, останется после отмены всемирного карантина, и будет формировать мир в ближайшие годы. Полина Светлова