Психолог о «коронавирусных» страхах украинцев: Люди больше боятся не заболеть и умереть, а заболеть и попасть в больницу
5 лет назад 0
"КП" в Украине" расспросила психолога Института когнитивного моделирования Софию Лагутину о том, как украинцы пережили карантин, кому пришлось тяжелее всего, почему стопки книг так и остались непрочитанными, а также что делать, если уже "не можешь", но все еще "надо".
Вирус ударил не только по настроению, но и по самооценке — Карантин повлиял на настроение и самочувствие многих людей негативно, и настолько, что даже среди моих знакомых появились люди, которые раньше крутили носом от общения с психологом и говорили, что это неэффективно, но сейчас думают обращаться к специалисту за помощью или уже обратились. Почему так?
— Пандемия оказалась стрессом, а это испытание для человека и его психики. Если посмотреть на людей по всей планете, то у каждого что-то изменилось. Если не говорить о таких последствиях, как увольнение, потеря близких людей, то даже те, кто раньше работал дистанционно, сейчас испытывают стресс, поскольку люди потеряли возможность гулять, отдыхать, как привыкли, и это вызывает определенные состояния невротического характера, если мы берем психологически здоровых людей, или могут быть обострения хронических заболеваний психики. Сейчас любой вид помощи как никогда кстати.
— Недавно Институт когнитивного моделирования представил бесплатную онлайн-платформу для психологической помощи "Розкаж и мені". Чем она отличается от других, предоставляющих поддержку?
— Наша платформа персонализирована: человек может зайти и выбрать специалиста, с которым хочет поговорить, видит, кто может оказывать ему помощь. Анонимность сохраняется. Данные, которые мы получаем, в отличие от многих европейских платформ, никуда не идут – нет цели создать какое-то исследование на фоне проблемы, наша цель – показать людям, что мы хотим им помочь. Бесплатно. Наша выгода в том, чтобы человеку стало лучше.
— Что чаще всего сейчас вызывает психологический дискомфорт – угроза заражения, финансовые проблемы, неизвестность, политическая и социальная обстановка в стране?
— Самый большой процент психологических проблем связан с депрессивными и тревожными расстройствами. В целом людей объединяет интолерантность к неизвестности, очень много людей, которые к нам обращаются, потеряли работу, и хоть государство обещает внушительное количество новых рабочих мест, люди все равно находятся в стрессовой обстановке – хотят верить, но все равно тревожатся. Мы встречаемся с тем, что, если брать тревожные расстройства, люди больше боятся не заболеть коронавирусом и умереть, а заболеть и попасть в больницу, боятся, что им не окажут помощь, что будет недостаток препаратов, что система здравоохранения будет бездействовать, что они окажутся в неподобающих условиях.
Если говорить о депрессивных расстройствах, то длительная изоляция и отсутствие активности провоцируют снижение настроения, и не все люди могут к этому адаптироваться. Нет возможности, например, ходить в спортзал, был длинный период, когда ограничивали посещение тренировочных площадок, бег в парке – то, что мы могли сами для себя организовать, чтобы снять стресс, поэтому люди чувствовали значительный дискомфорт. Еще одна проблема – самооценка. Сейчас мнение людей о себе очень подвержено дистрессу, многие люди начали пересматривать жизнь, думать о том, каким будет будущее, и, исходя из отсутствия активности, из-за информационной нагрузки негативного характера, самооценка очень сильно страдает.
Тяжелее всего пришлось медикам, старикам и меланхоликам — Когда смотришь сейчас на людей, то кажется, что карантин на всех повлиял по-разному: создается впечатление, что у одних жизнь совсем не изменилась, все стабильно и хорошо, как и до кризиса, послушаешь других, и самому тошно становится. С чем связана такая огромная разница?
— Есть 4 типа темперамента – холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Сангвиник и флегматик – более сильные: да, это стресс, но они адаптируются. Если это меланхолик, то здесь сложнее, это слабый тип нервной системы, подверженный стрессу. Этим людям сейчас сложнее всего, им нужна наибольшие внимание и помощь. А если брать холерика, у них тип нервной системы сильный, но неуравновешенный. Этим людям физические нагрузки показаны, чтобы избавляться от стресса, поэтому они могут сейчас тоже страдать из-за ограничений.
Также есть такие понятия, как экстраверсия и интроверсия — это наша направленность. Экстравертам нужны социальные контакты, они более общительные, привыкли быть в больших компаниях лицом к лицу. Интроверты изначально более замкнутые, у них нет такой высокой потребности в общении. В зависимости от этого люди справляются со стрессом по-разному.
— Как быть, если ты меланхолик? Это же и съесть себя можно от стресса, а если еще и работу потерял…
— В когнитивно-поведенческой терапии есть такой принцип: либо ты меняешь ситуацию, либо отношение к ней. Нерешаемых ситуаций нет, возможна компенсация любого из этих типов темпераментов, в том числе и для интроверта и меланхолика, который потерял работу. Например, можно компенсировать применением планирования своего времени. Когда мы работаем, есть какие-то задачи, постоянная активность, мы замечаем грань между отдыхом и работой, а когда мы постоянно сидим дома, эта грань стирается. Когда человек знает, что у него есть выполнимый план на сегодня, он понимает, как построен день, и настроение снижаться не будет, наоборот, это поддерживает чувство определенности. Ставить краткосрочные цели – один из лучших вариантов сейчас. Например, начать поиск новой работы, подумать над тем, чем человек хочет заниматься, попробовать запланировать три домашние тренировки и проверить свое состояние через неделю, когда план выполнен.
— Как думаете, кто психологически оказался самым уязвимым и неготовым к карантину?
— Я как врач, который работает с психическим здоровьем, переживала за людей, которые до этого лежали в стационаре, но вынуждены были поехать домой. Люди с хроническими болезнями нуждаются в постоянном наблюдении, например, те, у которых есть суицидальные тенденции, что-то, что врач мог постоянно мониторить, но так как в Киеве не работал транспорт, а пациент мог жить на другом конце города, то не всегда мог приехать за рецептом. Под ударом оказались и те, кто должен был ложиться на плановые операции, но вынужден их переносить. Врачам тоже пришлось несладко. Врачи всегда в категории риска, а сейчас тем более, и они не только рискуют заразиться, но и получить эмоциональное выгорание, особенно те, кто работает в инфекционных больницах, реанимациях. Уязвимыми оказались и те люди, которые потеряли работу, у которых изменились жизненные обстоятельства, которым, например, нужно платить по кредитам, а нечем, эти люди очень нуждались в поддержке.
— А если говорить о возрастных группах?
— Определенно люди пожилого возраста, ведь они находятся во вселенской тревоге — все вокруг только и говорят, что их риск умереть большой, поэтому они боятся. Дети тоже в группе психологического риска, хоть сейчас они кажутся такими мобильными, но и им пришлось адаптироваться к онлайн-обучению, они не виделись со сверстниками, не ходили на кружки, круглосуточно были с родителями. Закрытые детские и спортивные площадки также повлияли на психологическое состояние людей. Фото: КОНСТАНТИНОВ Григорий Карантин показал, кто есть кто — За время карантина в полиции говорили, что значительно возросло количество вызовов по поводу домашнего насилия. Это изоляция так повлияла или что-то другое?
— В ситуации стресса срабатывают разные механизмы защиты, многие люди потеряли источники, как справляться со стрессом, сублимировать свой стресс в общение с друзьями, хождение в зал, эти ресурсы сейчас ограничены. В стрессовой обстановке все острые качества человека кристаллизируются: если человек был агрессивным, это увеличится, если человек был плаксивым, например, это обострится.
— Также говорят, что за после карантина нас ждет волна разводов…
— Сейчас время не только пересмотреть ценности, но и ближе присмотреться к тем, кто рядом. В постсоветских странах как-то принято терпеть людей, жертвовать собой, и работающие люди могут чего-то не замечать, к чему-то привыкнуть, когда же я сижу дома, начинаю думать – может, не так мне и нужен этот человек, может, качества человека меня смущают? Когда есть глубокая рефлексия, у многих людей оказывается, что условия, в которых они находятся в социальном плане, на самом деле их не очень устраивают.
— Не могу не спросить о людях, которые карантин проигнорировали. Это и толпы в магазинах, и "смертоубийство" в маршрутках, прогулки без масок. Что это – бесстрашие, непонимание?
— Я думаю, что на первом месте отсутствие адекватной информированности человека. Никто из чиновников не смог объяснить по-человечески: мы делаем это и это, потому что коронавирус то и то. Мои коллеги-врачи также используют терминологию, что люди не понимают, что происходит. Все также заметили, что и министр здравоохранения поменялся, причем несколько раз, и это вещи, которые не мотивируют делать то, что говорят в Минздраве. У людей включается механизм, что уже все равно, будь что будет. Когда снижается вера в помощь, в нормальную коммуникацию, люди не будут выполнять определенные указания. Когда нет справедливости, то и человек думает: если им можно, то почему мне нельзя? Людям нужно говорить правду, тогда они будут понимать, что и как. Более того, людям нужно показывать, как это все происходит, а у нас не показывают, как работают врачи, не видна стратегия, поэтому люди не верят, и имеем то, что имеем.
— Карантин многие рассматривали, как волшебное время, когда удастся воплотить в жизнь все, на что раньше не хватало времени – читать, учить языки, развиваться. На деле мало у кого это получилось. Как думаете, почему – не хватило мотивации, все светлые начинания поглотила домашняя рутина, лень?
— У каждого человека свои ценности и своя иерархия ценностей. Например, если у кого-то работа на 25-м месте, а он предполагал, что возьмет 250 курсов и проектов по работе, то у него это, конечно, не получилось.
Лень – это поверхностное понятие. Здесь большую роль играет ценностный аспект личности, его планы на будущее, глубинные убеждения о себе и о мире в целом, о своем будущем. Лень – это не отсутствие силы воли. Люди могут ставить себе нереалистичные цели. Например, я хочу прочитать книгу на 600 страниц за неделю, но при этом я работаю до 8 вечера с 8 утра. И такие вещи человека очень сильно угнетают, тогда он не хочет делать новые шаги к своим целям, возникает такое понятие, как выученная беспомощность. Например, один раз не получилось, зачем еще пробовать? Люди не анализируют, почему так получается. Говорят – хочу читать определенные книги. У меня вопрос – а зачем вам их читать, любите ли вы это читать, достаточно ли у вас времени для чтения, а может быть, вы на самом деле хотите сделать что-то другое, но не можете себе в этом признаться? Многое зависит от ценностей, и нет хороших и плохих ценностей. Есть очень простая формула счастья – жить в связи со своими ценностями. Если я люблю работу, а сижу дома и готовлю, то очень небольшая вероятность, что я буду счастлива на постоянной основе.
Человек может сам путать, что для него важно, в карантин как раз появилось время об этом задуматься. Сейчас переоценка ценностей – критический момент, ведь у каждого есть то, в чем он боится себе признаться, но, с другой стороны, это отличный шанс взять паузу и подумать о том, что будет дальше. Не нужно бояться и сомнений, это нормально. Важно, чтобы человек занимался тем, чем хочет он, а не тем, что ему навязывает общество. Если будет происходить не так, то это чревато психологическими проблемами – депрессиями, например. В результате погони за чужими ценностями человек рискует потерять свои, а искать их потом будет непросто.
ВОПРОС РЕБРОМ
— Когда я говорила коллегам, что буду общаться с психологом о карантине и его влиянии, меня забросали вопросами. Если свести все воедино — устали. Многие чувствуют эмоциональное истощение: работы стало еще больше, а сил нет, сплошная хандра и уныние. Что можно сделать, чтобы вернуться в строй?
— Стерлась грань между работой и отдыхом, поэтому первое, что нужно делать, это уделять внимание себе. Нужно сесть и подумать: а где я вообще в этом потоке жизни отдыхаю? Нормально я ем? Делаю я хоть раз в неделю то, что хочу? Очень важный аспект – понимать, какие вещи приносят удовольствие. Нагрузка чревата эмоциональным выгоранием, а лечится оно разграничением, где работа, а где отдых, нужно замечать, как вы себя чувствуете. Если сейчас есть возможность регулировать свой график, то это шикарная идея. Самый важный аспект, который может сделать каждый, кто хочет хорошо работать, — обратить внимание на себя. Если у вас заканчивается ресурс, а вы хотите еще поработать, это чревато депрессивными проблемами.
Повысить эффективность работы можно, делая небольшие перерывы: час-два поработал, отдохни, переключи внимание. Активное внимание мы можем держать 15 минут, все остальное – жалкие попытки вернуть былое. Не стесняйтесь просить помощи специалиста, консультирование – важная вещь, нужно все понять и исправить на ранних этапах, безвыходных ситуаций не бывает. Мы только начинаем выходить из карантинного состояния и делать это специалисты советуют постепенно. Фото: КОНСТАНТИНОВ Григорий
КОНКРЕТНО Где искать бесплатную психологическую поддержку?
- Перейти на сайт и нажать кнопку "Обратиться за поддержкой".
- Заполнить анкету с контактными данными.
- Коротко описать свой запрос и выбрать комфортную дату для сеанса.
Читайте также