«Ты барыга, рейдер и мразь»: почему суды разрешают оскорблять чиновников

3 года назад 0

  Публичные люди обязаны терпеть нелицеприятную критику.    

После перепалки в одном из ток-шоу "Право на владу"  народный депутат Ирина Геращенко заявила о намерении подать в суд на юриста Геннадия Друзенко, который сравнил ее с российской пропагандисткой Ольгой Скабеевой. Речь шла о ситуации с обменом пленными, которую обсуждали по следам "пленок Медведчука".

Будет судебная тяжба или нет, пока неизвестно. Со стороны Геращенко сообщений не было, а вот Друзенко через Фейсбук всячески стимулирует ее к процессу, обещая превратить суд в "трибунал над режимом Порошенко", и называет окружение экс-президента "сектой". Создавая таким образом новые поводы для обид.

Чем рискует юрист? Да почти ничем. Политики, чиновники и прочие публичные люди — это, конечно, избранники судьбы, имеющие власть и влияние. Но в одном они уязвимее простого человека — в праве отстаивать честь и достоинство. Юрист Геннадий Друзенко прямо во время прямого эфира сравнил нардепа Ирину Геращенко с российской пропагандисткой Скабеевой.  Фото: Скриншот Предел допустимой критики шире, чем у народа В последнее время суды все чаще стали выносить решения в пользу тех, кто позволяет себе употреблять жесткие слова по отношению к представителям власти.

— Практика Европейского суда и Верховного суда Украины направлена на то, что публичные лица не могут быть защищены от оценочных мнений, под которыми подразумевается критика, — говорит адвокат Клим Братковский. — Становясь политиком или крупным чиновником, человек должен быть готов к тому, что его дела и поступки будут на виду у гражданского общества, и оно получает право давать им эмоциональную оценку.

В 2004 году на заседании Комитета министров Совета Европы была принята Декларация о свободе дебатов в средствах массовой информации. Одна из норм предусматривает, что предел допустимой критики относительно политика или другого публичного лица значительно шире, чем отдельного рядового человека.

То же самое было сказано в решении ЕСПЧ "Лингенс против Австрии" от 1986 года. Но еще добавлено: политик сознательно открывает каждое свое слово и действие перед вниманием общества, а потому должен быть более терпим к оценкам.

Проще говоря, если вы при людях назовете "мошенницей и воровкой" соседку, она вправе потребовать через суд компенсацию за клевету, если нет уголовных дел. Если те же слова обратите на мэра, апеллируя к разрухе в городе, он должен краснеть, опустив глаза. А если сунется в суд, рискует получить по носу.

— В разное время Верховный суд Украины принимал разные решения. В одном было сказано, что к человеку нельзя применять юридические термины, тождественные обвинению в преступлении. Но также есть решение, где слово "шахрай" было признано оценочным суждением в форме критики , — говорит Клим Братковский.

Адвокат отмечает, что даже бранные слова вроде "негодяй" или "мразь" могут быть признаны оценочным суждением, если базируются на общественном резонансе. И уж точно не клеветой. Потому никакой мэр или министр не сможет опровергнуть, что он не "мразь".

Саакашвили оказался прав Показательным можно назвать процесс "Иванчук против Саакашвили". В 2015 году, будучи губернатором Одесской области, Саакашвили в телеэфире перечислил главных коррупционеров и олигархов в Украине, упомянув и тогдашнего главу комитета ВР по экономической политике Андрея Иванчука. Тот подал в суд и выиграл иск в Подольском суде Киева.

Решение было принято в конце февраля 2018 года, когда Михо уже выдворили из Украины. И мало кто знал, что его адвокаты продолжили борьбу. Апелляционная инстанция подтвердила решение первой в пользу Иванчука, а вот Верховный суд рассудил иначе:

"Высказывания Саакашвили М.Н. являются оценочными суждениями, поскольку отражают собственные мысли ответчика, его личное восприятие деятельности определенного круга лиц и не могут толковаться как сообщения конкретных фактов из жизни истца.

Таким образом, словом "коррупционер" и всеми от него производными можно смело швыряться в чиновников. Похоже, после процесса "Иванчук против Саакашвили", словарный запас безнаказанных обвинений в адрес чиновников расширился.  Как еще Верховный суд разрешил ругать публичных персон Подборку помог составить адвокат Клим Братковский.

"Вы тупой".
В мае 2019 года была отклонена кассационная жалоба одного из руководителей "Сумыоблэнерго", к которому на публичном собрании обратились со словами: "Вы тупой?"

"Воровской распил".
Такую фразу ВС посчитал оценочным суждением относительно экс-мэра Киева Леонида Черновецкого, который жаловался на публикацию двух журналистов "Фейсньюз" Юрия Николова и Константина Голубцова.

"Организованный бандит", "организованная банда", "отморозки".
Эти определения предприниматель из Черновцов Мирослава Поповецкая применяла к тогдашним чиновникам горсовета Сергею Обшанскому и Тарасу Унгуряну. Верховный суд сослался на решение ЕС по делу "Ляшко против Украины", в котором сказано, что свобода выражения взглядов является одной из важнейших основ демократического общества и одним из условий его прогресса.

"Рейдер".
Решение ВС по иску Геннадия Корбана к общественной организации "Платформа общественный контроль", цитата: слово "рейдер" не содержит фактических данных, вместо этого содержит оценочные суждения ответчика и критику действий истца как широко известного лица.

"Авторитет", "правая рука криминального авторитета", "…по кличке Нарик".
В июле 2020 года главный редактор "Цензор.нет" Юрий Бутусов и группа журналистов выиграли в третьей инстанции иск у известных предпринимателей из Днепра Александра Петровского и Эмиля Арутюняна. Суд постановил, что такие высказывания являются оценочными суждениями, которые нельзя проверить на предмет действительности.

"Кошмарят комерсов".
После решения всех трех судебных инстанций не в пользу бывшего первого заместителя главы СБУ Павла Демчины эти слова можно применять ко всем сотрудникам Службы безопасности. Они содержались в посте главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, который Демчина посчитал оскорблением чести и достоинства.

КП в Украине