На правом фланге: почему националисты имеют шансы в украинской политике
4 года назад 0
Результаты местных выборов нельзя назвать провальными для отдельных правых партий. Три мэра-националиста повторно победили на выборах в первом туре, хотя в нескольких важных советах правые потеряли представительство. “Уличные” радикалы вовсе провалились, несмотря на многомиллионные вливания.
Vesti.ua разобрались, как показатели на выборах 2020 года повлияют на правое движение в Украине.
Классика в моде
На парламентских выборах 2019 года «Свободу» и их сателлитов из других правых проектов ждал провал — удалось провести лишь одного нардепа по мажоритарке. Националисты, которые стабильно выигрывали свои округа в Киеве, Львове и Полтаве уступили «Слугам народа» и ставленникам Петра Порошенко. Партия, под знаменами которой объединились “Нацкорпус” и С14, даже не приблизилась к проходной отметке.
Националисты сделали выводы и год спустя сделали ставку на окучивание своего ядерного электората. Это в первую очередь западные регионы. У «Свободы» там есть не только сторонники — действующие депутаты и мэры, но постоянные спонсоры с финансовой поддержкой.
В своей программе команда Олега Тягнибока обещала военный план деоккупации Крыма, сохранение украинской идентичности, восстановления исторической справедливости, экономический национализм, деолигархизацию.
Ставка на свой классический электорат сработала. Мэры-«свободовцы» с огромным отрывом выиграли выборы в Тернополе, Ивано-Франковске и в Хмельницком. В Хмельницком, правда, Александр Симчишин пошел со своей именной партией, куда собрал побратимов-националистов.
Успешно националисты выступили и в отдельных советах. Монобольшинство удалось взять в горсовете Ивано-Франковска. Хотя таким достижением не может в этом году похвастаться даже Геннадий Кернес в Харькове.
Депутатов удалось провести в областные советы Волыни, Ивано-Франковска, Львова, Ровно, Тернополя. Есть депутаты в горсоветах Луцка, Тернополя, Ровно, Полтавы, Львова. Правда, утеряны фракции в Херсоне и, что важно, в Киеве. Об этом поговорим ниже.
За «Свободу» на Западе проголосовали сторонники действующих мэров, а также возрастные националисты, которые еще помнят Левка Лукьяненко и Вячеслава Черновола. Наличие столь мощного плацдарма в Тернополе и Ивано-Франковске дает возможность «Свободе» остаться главной националистической силой до следующих парламентских выборов. Свой успех на выборах в Раду в 2012 году «Свобода» построила именно на фундаменте успеха в Тернопольской и других западных областях.
Политолог Вадим Карасев рассказал Vesti.ua, почему только “Свобода” пользуется популярностью среди правых на западе. Дело не только в идеологии.
“Они давно уже вошли во власть, с начала 2000-х годов у “Свободы” есть свои мэры и депутаты. У партии есть хороший аппарат. Это партия не улицы, а партия части элит. “Свобода” — часть истеблишмента запада Украины”, — говорит Карасев.
Конкуренция с Порошенко
«Свобода» еще совсем недавно могла называться почти всеукраинской партией. Ее фракции были в Херсоне и Киеве, сильные позиции были в Полтаве. В 2020 году Тягнибок и его команда потеряли столицу и южные регионы.
Одна из главных причин провала столице — раскол местной ячейки на команду экс-нардепа Юрия Левченко и на оставшуюся «Свободу». К Левченко ушли более молодые представители партии, а старый партактив окрас решил не менять. В итоге, не прошли ни те, ни другие.
Вторая причина — правый крен «Европейской солидарности», которая выиграла выборы, собрав под своим крылом, в том числе и националистов. Столичные застройщики вздохнули с облегчением, услышав новости о провале «Свободы», ведь те часто блокировали проведение заседаний, где рассматривались вопросы планирования города. Правда, в СМИ есть информация, что за определенную сумму националисты все же шли на компромисс по отдельным вопросам.
В остальных регионах закончился ажиотаж вокруг правых идей, которые были в моде после 2014 года. Ведущие «свободовцы» поняли, что их корабль тонет, и перебежали в разные партии: «Батькивщину», «За майбутне», «Европейскую солидарность» и другие. Часть из них даже выиграли выборы на своих округах и получат мандаты.
Политолог Петр Олещук рассказал Vesti.ua, что лидеры «Свободы» должны быть довольны результатами выборов. Они победили там, где и рассчитывали.
«Они показали лучший результат в отдельных областях. Можно сказать, что по количеству областей, где они могли победить, их результаты сопоставимы с той же «Евросолидарностью». Они отстояли позиции на западе Украины. У Свободы нет предпосылок разочаровываться», — говорит Олещук.
«Свобода» остается и никуда не уходит, в отличие от уже фактически не существующих «Народного фронта» или «Самопомочи». Если Петр Порошенко и его политсила продолжат терять популярность, то к следующим парламентским выборам националисты вполне могут снова войти в парламент.
За радикалов не голосуют
Побратимы “Свободы” по идеологии из «НацКорпуса» и других радикальных организаций с 2014 года активно участвуют в уличных акциях. Они часто светятся в медиа и социальных сетях, но на местных выборах баллотировались лишь в отдельных районах. Точечно им удалось взять пока что лишь 10 мандатов.
Напомним, что по словам бывшего представителя “Нацкорпуса” Назария Кравченко, на содержание партии тратилось около 400 тысяч гривен в месяц, а проведение акции стоило 3 млн гривен. Политического эффекта эти вливания не дали.
Пока что лишь в уличных акциях замечена радикальная организация «Традиция и Порядок». Они сжигают флаги Европейского Союза, избивают представителей ЛГБТ и пытаются прогнать из Украины, как они считают, Джорджа Сороса. Будут ли “традиционалисты” участвовать в будущем в выборах — неизвестно. Да и вряд ли у них есть хотя бы мизерные шансы на успех.
Такой результат говорит о том, что украинский избиратель может поддерживать какие-то действия националистов, но на выборах за них не голосует.
Политолог Михаил Чаплыга уверяет, что большинство украинских правых — это полукриминальные бизнес-проекты. Избиратели это понимают и не поддерживают такие объединения.
“По улицам ходят полукриминальные организации, которые регистрируют, как партии. У них нет экономической идеологии, нет принципов, с которыми можно соглашаться или нет. Отсюда и такие слабые результаты”, — говорит Чаплыга.
Украинцы не голосуют за радикальные движения, предпочитая им проекты с умеренной и всем понятной идеологией. Умеренные правые же снова вернулись на свои исходные позиции в западных областях, потеряв центр и юг.