Чжуд-Ши тибетский медицинский трактат

4 года назад 0

Огромное влияние на становление тибетской медицины оказали китайская и индийская (Аюрведа) практики. В начале 5 века политические и культурные связи между соседями были довольно тесными. Именно в этот период времени в Тибете распространяется буддистское учение.

Основы тибетской медицины изложены в фундаментальном трактате «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Книга впоследствии получила широкое признание как специалистов, так и обывателей. Многотомная библиотека создана благодаря Чжуд-ши. Истоки различных школ тибетской медицины начинаются с нее.

История «Четырёх тантр»

Авторство памятника средневековой тибетской культуры до сих пор вызывает споры. По одной из версий трактат составил целитель Чандрананда, по другой – будда Шакьямуни.

Некоторые учёные приписывают авторство коллективу выдающихся врачей того временного периода (5 век н.э.).

Источником тибетского Чжуд-ши считается аюрведический трактат «Аштанга-хридая-самхита», созданный кашмирским врачом Вагбхата. Другим источником называют монгольский текст «Сома-раджи». В дальнейшем Чжуд-ши неоднократно дополнялся трудами великих ученых, составивших в 17 веке «Лхантхаб» (терапевтическое руководство), «Вайдурья-онбо» (комментарии к тибетскому трактату).

В Российской империи книга появилась благодаря врачу П. А. Бадмаеву. Пётр Александрович перевёл и адаптировал «Тантру основ» и «Тантру объяснений» (две первые части древнего текста) для русского читателя. Труд «О системе врачебной науки Тибета» опубликован в конце 19 века.

Канон тибетской медицины состоит из нескольких частей:

  • Ца-чжуд – «тантра основ». Текст рассказывает о сути тибетского учения. Здесь представлено краткое изложение ведущих методов диагностики и лечения древних целителей. Книга включает 6 глав. Другое название – «определение медицины».
  • Шед-чжуд – «тантра объяснений» . Название части («теоретическая медицина») говорит сама за себя: автор описывает теорию анатомии, физиологии, фармакологии. Даются знания о рациональном образе жизни и правильном питании. В «тантре объяснений» содержится 31 глава, последняя из которых дает основы деонтологии (качества врача, отношения к пациенту).
  • Маннаг-чжуд – «тантра наставлений» . В «клинической медицине» в 92 главах подробно представлены разнообразные причины болезней, провоцирующие факторы. Также указана клиническая симптоматика, варианты подготовки к обследованиям, профилактические мероприятия. Книга состоит из двух разделов.
  • Чи-чжуд – «дополнительная тантра» . «Инструментарий медицины» (так называют тантру) дает рекомендации по сбору и приготовлению фитопрепаратов. Четвертая часть содержит сведения о пульсометрии, видах рефлексотерапии.
  • Чи-чжуд описывает следующие целебные системы и практики: втирание, прижигание, компрессы, ванны и кровопускание.

Основные положения

«Четыре тантры» в полной мере передают сущность тибетской медицины. Запад начинает диагностические мероприятия с разбора и детализации симптомов. Цель восточного специалиста – выявить истинные причины недуга. В этом и заключается ключевое отличие двух систем.

Традиционная медицина редко находит время на детальное общение с пациентом. А

ллопаты не расспрашивают о предпосылках заболевания, об обстоятельствах его возникновения, об эмоциональном состоянии самого больного. В ходе определения ведущей симптоматики врач назначает соответствующее лечение. При высокой температуре пациенту рекомендуют жаропонижающее средство, при высоком давлении – гипотензивные препараты, кожные проявления устраняются стероидными гормонами. Подобный подход часто приводит к хронизации болезни. Речь не идёт о реанимационных мероприятиях, когда требуются неотложные меры (операция, высокие дозы антибиотиков, специальная аппаратура). В статье говорится о вялотекущих заболеваниях с периодами их обострения.

Проблема усугубляется отсутствием комплексного подхода. Каждый западный врач мыслит в рамках исключительно своей специальности, направляя больного к другому врачу при появлении новых жалоб. Тибетская методика диагностики рассматривает организм как цельную структуру. Тело человека неделимо с его эмоциями, мыслями, привычками, что обязательно учитывается целителями Востока.

Учение о доша

Трактат тибетских врачевателей основан на теории о трёх конституциях. У каждого человека природные начала (доша) должны пребывать в гармонии. Дисгармония (возмущение) одной из доша приводит к болезням.

На одной из страниц «Вайдурья-онбо» (Голубой берилл) изображено дерево с разноцветными листьями. Синий цвет символизирует природную сущность Ветер, желтый цвет – Желчь, белый цвет – Слизь.

Зона конституции Ветер (лунг) – сердце, легкие, нервная регуляция. Возмущение происходит вследствие глубоких душевных привязанностей, повышенной тревожности, склонности к депрессиям.

Доша Желчь (три) анатомически имеет отношение к пищеварительному тракту (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа). Дисбаланс Желчи происходит на фоне перегрева (в одежде, в еде), злости, агрессии. Обилие Желчи провоцирует развитие болезней «жары»: заболеваний ЖКТ, проблем с позвоночником.

Возмущение конституции Слизь (бадкан) по тибетскому учению происходит от неведения, незнания. Анатомически Слизь связана с мочевыделительной системой, кишечником и другими слизеобразующими органами. Доша бадкан неразрывно связана с болезнями «холода» – расстройством эндокринной и лимфатической систем.

Об организме человека

Восточная медицина и философия рассматривает человеческий организм как совокупность энергий и систем. Поддержание жизнедеятельности зависит от ряда факторов: от собственных процессов теплообмена, жизненного пространства. Важным считается взаимодействие солнечной и земной энергий с элементами почвы, воды и воздуха.

Учение гласит, что зародыш – уже «живая единица», состоящая из энергий матери, отца, а также соединения почвы, воды, воздуха и света. Далее следует процесс брожения, стимулирующий рост органов и тканей. Мышечная и костная системы формируются благодаря земле (почвенным минералам).

Согласно исследованиям восточных целителей, беременность длится около 270 дней (38 недель). Западные врачи считают этот срок длиннее на 10-15 дней (40 недель).

О фундаментальных знаниях

Анатомия и физиология – остов медицинской науки. Классический трактат тибетских врачевателей также посвятил им немало глав. Представление Востока в корне отличается от западного восприятия.

Мозг в традиционной медицине – орган нервной регуляции, для оценки которого важны вес, объёмы, качество извилин. Врачи Тибета уделяют минимум внимания перечисленным факторам. По мнению целителей, жизнеспособность мозга зависит от количества жидкости. Чем меньше воды, тем энергичней и деятельней человек. Чем более упругим и плотным будет мозг, тем лучше для организма. Внимание уделяют и анатомической состоятельности затылочных, височных, теменных, лобных мышц, связанных со швами черепа.

Человеческое естество напрямую связано с силами природы и Вселенной. Гармоничный энергообмен осуществляется следующими чувствами: восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением и очищением) отделением. Равновесие 6 чувств и постоянства теплоты организма надежно обеспечивают человека здоровьем и долголетием.

О болезнях

Поддержание жизненного тепла достигается рациональным отношением ко всему окружающему: рациональный образ жизни (мыслей), питания. Авторы Чжуд-ши подробно останавливаются на трактовке этой догмы.

Образ мыслей

Правильный образ жизни начинается с благодарности Богу, доброжелательного отношения к людям. Милосердие, сострадание, терпение, любовь, – все те добродетели, к которым человек должен стремиться. Для внутренней гармонии тибетские монахи годами вырабатывают состояние «внутренней улыбки», повышающей иммунные механизмы.

Дисбаланс в энергетические потоки вносят тревожность, страх, зависть, уныние. Яркие негативные эмоциональные вспышки (гнев, раздражительность) провоцируют развитие болезней «жары». Уныние, плаксивость, депрессивные настроения приводят к болезням «холода».

Согласно тибетскому трактату, оптимальное поведение:

  1. Сохранять спокойствие в любых жизненных ситуациях.
  2. Концентрироваться на делах, а не на мыслях.
  3. Научиться прощать. Умение абстрагироваться от обид – одно из действенных средств от бессонницы.
  4. Беседовать без суеты. Тщательно строить фразы. Помните: молчание – золото.
  5. Отказ от чрезмерных амбиций. Уход от честолюбивых идей выведет на новый уровень сердечную силу.
  6. Держать ноги и шею в тепле. Следить, чтобы не произошел перегрев: в подобном случае возмущается доша  Желчь.

Правильное питание

Представления о рациональном питании у Востока и Запада расходятся. Специалисты Европы и Америки рекомендуют отказаться от соли больным с сердечно-сосудистой патологией – ишемической болезнью сердца, гипертонией. Для тибетских врачей соль – элемент, содержащий теплую энергию Ян. Отсутствие соли в рационе ведёт к постепенному «охлаждению» организма. К болезням «холода» относятся злокачественные новообразования, сахарный диабет, диффузный кардиосклероз.

Избыток горячей, острой, жареной пищи провоцирует возмущение конституции Желчь. Истощает печень (главный орган доша) кислая пища. Слизь, наоборот, требует введение соленых и кислых продуктов в рацион. При возбуждении доша Слизь рекомендуют исключить потребление сладкого, горького, мучного. Для профилактики болезней «холода» пациентам рекомендуют «согревающие» чеснок и перец. Человеку с конституцией Ветер противопоказаны голодание, обилие горького вкуса.

Достаточно внимания трактат уделяет и важности воды. Авторы называют наиболее полезными вариантами жидкости дождевую, снежную и колодезную воду.

Тибетская фармакология

Одной из ведущих тибетских техник лечения считается фитотерапия. Все лекарственные вещества разделены на 8 подгрупп:

  • Металлы: золото, серебро, олово.
  • Минералы: малахит, кораллы, жемчуг.
  • Землистые элементы: мхи, смолы, глина.
  • Кустарники и деревья: лимонное и мускатное деревья, виноград, яблоня.
  • Отвары из ягод, коры деревьев, кореньев.
  • Соки, получаемые из животных, деревьев, трав.
  • Травы: ромашка, мята, мелисса.
  • Элементы животного происхождения: мускус, кровь, жир, шерсть.

Грамотное сочетание элементов поможет организму внутренне очиститься, восстановить энергетические потоки.