Александр Ткаченко: как журналист превратился в главного цензора Коломойского и Зеленского

3 года назад 0

В биографии нынешнего министра культуры осталось очень много недосказанного…

Он так увлеченно защищал Украину от российских сериалов и артистов, что не заметил, как оказался в эпицентре расистского скандала. Который он воспринял с легкомысленной улыбкой, поскольку это далеко не самые тяжкие обвинения, которые он получал в свой адрес. А поклонники его собственных фильмов никак не поймут, как некогда яркий журналист и продюсер мог превратиться в столь занудного и политически «упоротого» цензора, стоящего во главе Министерства культуры. Но может быть, они просто забыли, что Александр Ткаченко был таким всегда?

Творческая династия

Александр Владиславович Ткаченко родился 22 января 1966 года в Киеве, в семье студента (на тот момент) Украинского полиграфического института Владислава Михайловича Ткаченко. Стоит отметить, что данный институт (теперь это Академия печати) находится во Львове, и данный факт может вызвать некоторые вопросы. Однако Александр Ткаченко, в своё время рассказывавший журналистам о своем детстве, не стал затрагивать эту тему. Впрочем, самое удивительное то, что он никогда так и не обмолвился, кем был его отец!

А между тем Владислав Ткаченко — фигура, в прошлом очень известная в среде творческой интеллигенции Киева. Из посвященной ему странички в электронной энциклопедии можно узнать, что в 70-80-х годах он был сценаристом студии «Киевнаучфильм», членом Союза кинематографистов УССР. Скончался Владислав Михайлович в 2003 году и похоронен на Байковом кладбище Киева. Кстати, на этой же страничке указано, что его сыном является Александр Ткаченко – и это, похоже, единственное свидетельство их родства, которое можно найти в интернете.

Могила В.М. Ткаченко

А еще Владислав Ткаченко симпатизировал движению «шестидесятников»: не настолько, чтобы оказаться в рядах диссидентов, но достаточно, чтобы проникнуться их национальными идеями. Поэтому он сознательно отправил своего сына учиться в украиноязычную школу, о чем сам Александр Ткаченко рассказывал так:

«Я рос в 1970-х, когда почти все школы в Киеве стали русскоязычными. Но отец отправил меня в украинскую школу. Я спросил – зачем мне учится в украинской школе? Отец показал мне кулак и ответил: «Это твоя родина, сынок». Это тоже мне очень запомнилось».

Хлопцы из «Гарта»

В 1983-м Александр Ткаченко поступил в Киевский университет им. Т.Г.Шевченко на факультет журналистики. Через год, по тогдашней «традиции», студентам пришли повестки в военкомат. Суровый отец не стал «отмазывать» сына от армии, поэтому Ткаченко пришлось два года сносить «тяготы и лишения», а с 1986-го продолжить учебу. Но зато уже на третьем курсе, в конце 1987-го, вместе со своим однокурсником Игорем Слисаренко, он получил возможность работать в молодежной студии «Гарт» — передаче, выходившей на УТ-1.

Александр Ткаченко

Как раз в конце 80-х «Гарт», усилиями её старшего редактора Вадима Бойко (убит в феврале 1992-го), был превращен в украинский аналог сверхпопулярного московского «Взгляда» (Бойко был его киевским корреспондентом). Поэтому в «Гарте» тоже царило «перестроечное» вольнодумство, но с украинским колоритом: либерализм там густо перемешивался с национал-патриотизмом, и сторонники обоих идеологий вместе дружили против «коммуняк», ожидая падения социализма и развала СССР.

Кроме того, уже с 1989-го, познакомившись с журналисткой британского «Рейтера» Сьюзен Вац, Ткаченко и сам подрядился работать внештатным корреспондентом этого агентства. Причем, по его словам, уже тогда он получал свои гонорары в долларах, что вообще-то тогда было еще незаконным.

Поэтому когда в августе 1991-го произошел ГКЧП, то «гартовцы» пережили три весьма наряженных дня, отпуская друг другу мрачные шутки. Но ситуация быстро разрешилась и в стране задули ветры больших перемен. «Гарт» вдруг стал больше не интересен Ткаченко, и он перешел в «Рейтер» на постоянную работу – с уже большими гонорами в твердой валюте.

«Післямова»: правда и деньги

В 1993-м Александр Ткаченко подвизался делать сюжеты для программы Евгения Киселева «Итоги», выходившей сначала на канале «Останкино», а затем на НТВ. Узнав, что эта популярная передача приносит хорошую прибыль за счет продажи рекламного времени, Ткаченко загорелся идеей сделать такую же собственную. И осенью 1994-го он учредил продакшн-студию «Нова мова», делавшую передачи «Післямова», которую транслировали на УТ-1. Сам он рассказывал об этом так:

«Пошел классическим фандрейзинговым путем: снял пилот, показал его нескольким банкам и торговым компаниям, собрал деньги, создал ООО. Государственная телекомпания разрешила нам продавать рекламу, весьма дорогую на то время».

 

Но его проект так и остался бы лишь прожектом без крепких связей на родном УТ-1 и умении Ткаченко уговаривать не только директоров и главных редакторов, но и ярких талантливых журналистов. Которых он собирал в дружную команду, с энтузиазмом работавшую «на общее дело», а по финансовым итогам – на карман Ткаченко. Жалобы на очень скромные зарплаты и потом оставались главной причиной высокой текучести кадров всех его проектов, особенно технического и вспомогательного персонала.

 

Александр Ткаченко и Леонид Кучма

Зрители «Післямови», возможно, еще помнят, что в первый год её работы программа симпатизировала новому президенту Кучме и «топила» его политических оппонентов из Рады и левых партий. Но когда дело дошло до интриг в окружении самого Кучмы (отставки Александра Разумкова), Ткаченко неверно расставил акценты, плюс во власти было немало сторонников парламента — и руководство УТ-1 сняло её с эфира. В течение нескольких месяцев «Післямова» выходила лишь на местных телеканалах Украины, пока в сентябре 1996-го её не приютили на 1+1.

Бриллиантовые истоки «плюсов»

С 1995-го на частоте УТ-1 (несколько часов в сутки) начал выходить новый телеканал 1+1 (в народе прозванного «плюсами»), созданный бывшим финансовым директором лопнувшей скандальной корпорации «Nordex» Борисом Фуксманом вместе со своим двоюродным братом Александром Роднянским.

 

Александр Роднянский и Борис Фуксман

Для большинства украинцев Борис Фуксман известен в качестве олигарха «второй гильдии» (как и его бывший компаньон по «Nordex» Вадим Рабинович), а Александр Роднянский как звездный кинопродюсер, снявший множество ярких фильмов и сериалов. И куда менее Фуксман известен как бывший лихой контрабандист, якобы получивший прозвище «Бриллиантовая задница», и участник системы «эмигрантских переводов» времен СССР. По утверждению данных публикаций, Фуксман втягивал в эти делишки и своих родственников Роднянских. Правда это или злой навет, но деньги Фуксмана сыграли важную роль в создании стартового капитала семейства Роднянских для их кино и телевизионных проектов.

А еще всё семейство Роднянских тесно связано со студией «Киевнаучфильм». Зиновий Борисович Роднянский (1900-1982) был одним из первых киевских кинодокументалистов и редактором студии. По стопам отца туда пришла его дочь Лариса Роднянская, вышедшая замуж за инженера студи Ефима Фридмана. И там же в 1983-м начал свою карьеру их сын Александр Роднянский. Поэтому все Роднянские, конечно же, были близкими друзьями своего коллеги Владислава Ткаченко. Видимо, это главная причина, по которой в середине 90-х на новосозданный телеканал 1+1 были без вопросов приняты сначала его невестка, а потом и сын со своей «Післямовой».

Конец «объективного» журналиста

Впрочем, очень скоро Роднянскому пришлось в этом раскаяться. В апреле 1997-го Ткаченко отправил журналистов «Післямова» на Кубу, сопровождать официальную делегацию спикера Мороза. Но вместо освещения украино-кубинских отношений они сняли несколько сюжетов об «ужасах кубинского коммунистического рая», продолжая тем самым войну Ткаченко против левых и лично Мороза. Однако на этот раз, из-за вмешательства посла Кубы в Украине, вспыхнул нешуточный скандал дипломатического уровня.

Нацсовет по вопросам радиовещания и телевидения поднял вопрос о соответствии политических сюжетов «Післямови» культурно-развлекательной концепции 1+1. Фактически, это был намек на возможность лишения канала лицензии. Впрочем, Александр Роднянский встал на защиту Ткаченко грудью, заявив, что «Післямова» закроется только вместе со всеми «плюсами».

Программа продолжила выходить, уже с прицелом на следующие выборы – и Ткаченко снова увлекся «политическими заказами», пока у кого-то «наверху» окончательно не лопнуло терпение. И вот в декабре 1997-го Роднянский и Ткаченко на совместной пресс-конференции объявили, что «Післямова» берет тайм-аут до конца избирательной компании. Однако больше в эфир она так и не вышла, а Ткаченко вообще ушел с канала 1+1. Истинные причины этого до сих пор не раскрыты.

Первый брак: Татьяна Гнедаш

Во время учебы в университете, Александр Ткаченко не только работал в «Гарте», но и начал выстраивать свою семейную ячейку. В 1989-м он женился на Татьяне Александровне Гнедаш (1965 г.р.), и в том же году у них родилась дочка Александра, продолжившая семейную династию.

 

Татьяна Гнедаш

Хотя сегодня Татьяна Гнедаш является очень известным и в Украине, и в России сценаристом и продюсером, найти её подробную биографию, а тем более сведения о её родителях, непросто. Поэтому можно сказать лишь предположительно, что её отцом был Александр Николаевич Гнедаш, изобретатель и сотрудник киевского Всесоюзного конструкторско-технологического института сварочного производства. Интересно, что человек с такими же ФИО в 1995 году стал учредителем МП «НТЦ Проблемы машиностроения».

Она тоже училась в Киевском университете им. Т.Г.Шевченко, но на филологическом факультете. По примеру мужа подалась в журналистику, начинала корреспондентом на том же УТ-1. С 1993-го Татьяна Гнедаш отдавала приоритет российским телеканалам: была спецкором НТВ (с первых дней его работы), возможно, устроившись туда через своего мужа (работавшего с Киселевым), затем корреспондентом телеканала «ТВ Центр» (принадлежащем правительству Москвы и придерживавшегося антизападной и российско-патриотической риторики). Но в 1995-97 работала на 1+1 сценаристом ряда передач, в том числе и «Післямови», оставила его вместе с мужем, и с ним же потом пришла на «Новый канал».

А вот дорогу в кино ей открыл вовсе не муж, как это теперь почему-то принято считать. Её первый экранизированный сценарий сериала «Завтра будет завтра» в 2003 году купил российский телеканал СТС, директором которого на тот момент был… Александр Роднянский! Именно с этого и началась кинокарьера Татьяны Гнедаш. Александр Ткаченко подключился к её славе позже, в 2007-м, когда выступил сопродюсером «Доярки из Хацапетовки». А уже в 2009-м их брак развалился…

Татьяна Гнедаш

Новые лица, новые хозяева

Покинув 1+1, в 1998-м Александр Ткаченко нашел себе пристанище на «Интере», которым тогда руководил «эсдек» Александр Зинченко. Там стал выпускать почти аполитическую программу «Лица мира», рассказывающую о знаменитых людях планеты – такой себе вариант «гордоновщины». Что заодно позволяло Ткаченко разъезжать по разным странам за редакционный счет.

Возможно, в одной из этих поездок Ткаченко познакомился с владельцами российской «Альфа-Групп», или же вышел на них через свою супругу, но в любом случае они внезапно сделали ему просто шикарное предложение: возглавить принадлежащий «Альфа-Групп» украинский «Новый канал» и сделать его прибыльным (за счет рекламы). Ткаченко привел с собой остатки команды «Післямови» и свою супругу Татьяну Гнедаш, ставшей там редактором, ведущей и креативным директором. Он заново создал новостную программу «Репортер», но главный упор делал на развлекательных передачах – в том числе транслируя самые популярные российские телешоу, такие как «Окна» Дмитрия Нагиева.

В 2003-2004 «Новый канал» был по частям выкуплен Виктором Пинчуком, и Александр Ткаченко на время стал гендиректором его медиахолдинга, включавшего «Новый канал», ICTV и СТБ. Но в августе 2004-го он уволился с этого поста под давлением «акционеров» (в первую очередь Пинчука), а в декабре вообще покинул холдинг. В первую очередь, это было связано с президентскими выборами. Александр Ткаченко уже давно искал благосклонности Виктора Ющенко, а после своего ухода от Пинчука рассчитывал, что с помощью нового президента возглавит проект общественного телевидения.

 

Как украли Одесскую киностудию

Весьма примечательно, что став «слугой народа», а затем министром культуры, борющимся с «информационной агрессией России», Александр Ткаченко начал помалкивать о том, чем он занимался в период с 2005 по 2008 год – то есть между своим увольнением с «Нового канала» и трудоустройством на 1+1 к Коломойскому. Оказывается, теперь ему есть что скрывать!

Ведь, во-первых, не дождавшись от «оранжевых» приглашения возглавить украинское национальное общественно ТВ, Александр Ткаченко отправился в Москву, где стал работать на телеканале РЕН-ТВ в качестве консультанта, а с марта 2008-го заместителем гендиректора. По словам Ткаченко, он якобы договорился об этом с новыми владельцами РЕН-ТВ, немецким медиа-холдингом «RTL Group». Но он забывает добавить, что в 2005-м у РЕН-ТВ появились сразу три новых владельца: помимо «RTL Group» с 30% акций ими также стали (по 35%) лояльный к Путину олигарх Алексей Мордашев и хозяин «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, получивший из рук Путина звезду Героя Труда. А российские оппозиционеры отмечали, что как раз в период 2005-2008 г.г. серьезные критикующие власть материалы на РЕН-ТВ стали замещаться «теориями заговора» и «уфологией». Получается, вот что наконсультировал там Ткаченко!

Но куда более вопиющей была «приватизация» Одесской киностудии, которую Александр Ткаченко начал еще в 2004 году, с обещаний превратить её в «Голливуд на Черном море». А вместо этого, выманив акции у трудового коллектива киностудии, вместе с её тогдашним директором Ольгой Неверко, он создал ЧАО, чьи 49,99% акций получило его ООО «Новая киностудия». В итоге некогда знаменитая на весь Союз студия пришла в упадок и разорение, так что осенью 2019-го Гильдия кинематографистов Одессы обратилась к президенту и правительству, обвинив Ткаченко в её незаконной приватизации:

Когда Ткаченко назначали на пост министра культуры, вопрос с акциями ЧАО «Одесская киностудия» стал одним из главных препятствий: ведь 50,01% её акций принадлежит Минкульту, и таким образом Ткаченко получил бы над ней 100% контроль. Ткаченко торжественно пообещал продать свои акции, однако при этом он почему-то «забыл» упомянуть, что еще в 2018 году продал 24,99% акций фирме «Медиа Коворкинг». Принадлежащей, через панамскую «Тревор БИЗНЕС С.А.», его другу и компаньону, известному застройщику Андрею Вавришу.

Поэтому в итоге Ткаченко продал «Новые киностудии» (точнее, владеющую ею британскую фирму Cinema Love Ltd) вместе с оставшимися 25% акций Александру Морозову — директору по развитию ЧАО «Смарт Холдинг» (Владимира Новинского). Выбор покупателя, кстати, сразу вызвал вопрос о том, что связывает Ткаченко и Новинского? Это пока неизвестно, но зато известно, что директором «Новых киностудий» так и осталась Анна Савченко, которая также продолжает руководить фирмой Ткаченко «Кинолав».

На службе у Коломойского: годы цензуры

В августе 2008-го Александр Ткаченко вернулся на 1+1, которым на тот момент еще владела «Central European Media Enterprises», что позволило ему впоследствии утверждать, будто бы он был приглашен именно этим западным инвестором (как и в случае с РЕН-ТВ). Однако процесс продажи телеканала Коломойскому шел уже тогда, еще с 2007 года, завершившись в 2010-м. Причем, есть мнение, что «Central European Media Enterprises» просто сыграла роль посредника, выкупив «плюсы» у Фуксмана и Роднянского, и продав затем Коломойскому. Ткаченко же пригласили именно под «приватовского» хозяина, на которого он и работал следующие 11 лет – больше, чем где-либо за всю свою карьеру!

О том, что Коломойский и Ткаченко сработались сразу же, красноречиво свидетельствовал следующий скандал. Все началось с массовых увольнений редакторов, журналистов и сотрудников 1+1, последовавших за приходом Ткаченко. Начиная с 2009 года, Ткаченко ввел на телеканале «темники» и «джинсу», примеры которых позже привели возмущенные журналисты «плюсов». А после смены власти в стране, с весны 2010 года, на 1+1 стали снимать критикующие её материалы.

Действия Ткаченко привели к тому, что в мае 2010 украинские журналисты начали общественное движение «Стоп цензуре», пытаясь протестовать против давления на свободу слова. Но их никто не слушал, а недовольных продолжали увольнять. Цензура на 1+1 продолжалась вплоть до второго Майдана, за что в 2013 году Ткаченко был включен в топ-10 главных врагов украинской прессы, наряду с такими личностями, как Янукович, Азаров, Пшонка, глава МВД Захарченко.

В общем, теперь вы видите, как, где и когда Александр Ткаченко наработал свой богатый опыт цензурирования СМИ! Ну а то, как самим Ткаченко управлял Коломойский, давая ему барские указания по редакционной политике 1+1, позже продемонстрировал еще один скандал, случившийся в сентябре 2014 года.

На одном из футбольных матчей фанаты начали скандировать матерную песенку о «боевом п…дарасе», явно специально переданную им для озвучивания с целью компрометации Олега Ляшко. А журналисты 1+1 то ли напутали, то ли потеряли ткаченковский «темник», и в своем сюжете назвали это новой песней о Путине. Это так раздосадовало Игоря Коломойского, что он лично позвонил Ткаченко, выговорив его за неправильное освещение события.

«Я не думал, что они такие тупые», — оправдываясь, сказал о своих сотрудниках Ткаченко. А затем запись этого разговора была кем-то слита в СМИ.

Производственный расизм

О том, каким Ткаченко был руководителем 1+1, и каким он вообще является человеком, очень многое может рассказать и происшедший с ним недавно расистский скандал. Который, кстати, прошел для него без всяких последствий, хотя в Раде поднимался вопрос о его отставке. Да и вообще любой имеющий хотя бы зачатки совести министр культуры страны, заявляющей себя европейской, должен был бы после этого сам уйти со стыдом и извинениями. Но, видимо, у Ткаченко совести нет вообще. Ну а подробности этого скандала изложила сама Каролина Ашион:

Впрочем, даже ксенофоб в данном случае согласится с тем, что Ткаченко не столько расист, сколько глупец. Потому что Каролина Ашион очень светлая мулатка, можно даже сказать, что у неё вполне себе европейская внешность — даже в большей степени, чем, например, у популярной певицы Русланы Лыжичко (абсолютной украинки). Поэтому отвергнуть её под предлогом внешности мог только человек с очень искаженным зрением. Или же, что более правдоподобно, истинная причина отказа была в другом, а Ткаченко ляпнул первое, что пришлом ему в голову…

Борьба за столицу

Во власть Александр Ткаченко въехал, можно сказать, в первом вагоне политического поезда Зеленского: его номер в списке партии «Слуга народа» был девятым. И в Раде он тут же получил под свой контроль Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики, а затем еще стал членом временной комиссии, занимающейся, помимо прочего, «обеспечением противодействия информационному воздействию РФ». Таким образом, уже осенью 2019-го Ткаченко получил в свои руки мощный механизм цензуры и давления на СМИ. Причем, на этот раз журналисты уже остерегались открыто называть его врагом прессы – чтобы автоматически не получить себе на лоб ярлык «агента Кремля», чреватый большими неприятностями.

Но Ткаченко не только плел для «слуг народа» паутину информационного контроля в масштабах уже целой страны. Он еще и пытался, уже в личных интересах, замахнуться на кресло городского головы Киева! Видимо, решив использовать раскрученный им же маховик популярности «Зе!Команды», пока она не иссякла. И он же выбрал основным методом этой компании регулярные «наезды» на руководство столицы с намеками и прямыми обвинениями в коррупции. Причем, для этого у него был напарник-дублер, настоящий профессионал этого дела – журналист Александр Дубинский, автор программы «Гроши» на 1+1.

Также было интересно наблюдать, как в 2019 и 2020 г.г. Ткаченко метался от варианта достижения цели через победу на выборах городского головы Киева до варианта своего назначения главой КГГА президентом. Но в любом случае ему нужно было «свергнуть» Кличко. Однако Ткаченко почему-то не учел одной важной детали, о которой, кстати, напоминает известная песенка из мультфильма, снятого на студии «Киевнаучфильм»:

Но в том-то и дело, что он не один

Кто больше всех деньги на свете любил

Он это забыл…

Действительно, «команда Коломойского» в составе Ткаченко, Дубинского и тогдашнего глава ОП Андрея Богдана была не единственной из «слуг народа», кто пытался взять под свой контроль столичную власть. Их конкурентами была группировка Андрея Ермака, Николая Тищенко и Андрея Холодова.

И тут был один интересный нюанс. Как известно, Ткаченко официально курировал парламентские выборы в Киеве, на которых в 2019 году победили 13 мажоритарных кандидатов от «Слуги народа». Но мало кто знает, что кроме официальных избирательных штабов у «Слуги народа» были еще и теневые, выполнявшие едва ли не самую важную часть работы. Так вот Николай Тищенко выполнил для киевского теневого штаба СН просто колоссальный объем задач – и ждал заслуженных дивидендов. Причем, если Ткаченко хотел получить кресло градоначальника, то Тищенко и его родственник Ермак играли в другую игру: им достаточно манипулировать Кличко, получая от него необходимое.

В общем, после отставки Богдана мэрские амбиции Ткаченко стали быстро превращаться в мираж. Уже весной 2020-го стало очевидным, что Ермак уговорил Зеленского не убирать Кличко. Тогда, чтобы Ткаченко не обиделся, ему отдали пост министра культуры – который он занял 4 июня 2020 года. И вы сильно удивитесь, но даже это назначение тоже было связано с темой строительства!

Строительная бригада Киева

Вообще-то, оно могло сорваться в силу целого ряда скандалов. История с акциями Одесской киностудии была только одним из них! А буквально за неделю до этого, в конце мая 2020-го, к президенту обратился трудовой коллектив «Украинской студии хроникально-документальных фильмов», утверждающий, что Ткаченко пытается её захватить. Опасения кинодокументалистов можно было понять, ведь тесные деловые отношения Ткаченко с застройщиком Вавришем наводили на очень нехорошие предположения!

Но их дуэт является только частью целой «строительной бригады Киева», в которую также входят Андрей Богдан и еще более известный и намного более скандальный застройщик Вадим Столар. Как сообщали украинские СМИ, при Порошенко Столар был «смотрящим» за сферой столичного строительства, а при Зеленском его сместил Денис Комарницкий, «корешами» которого являются Тищенко и Ермак. Отсюда и расклад их грызни за контроль над Киевом!

Казалось бы, чем министр культуры может помочь своему другу-застройщику? Оказывается, очень многим! Ведь в Киеве есть тысячи объектов и участков, уже состоящих на балансе Минкультуры, и еще сотни тех, которые оно хочет получить. Например, Гостиный двор, о необходимости скорейшей реставрации которого сейчас твердит Ткаченко. Ведь, по его словам, эта реставрация будет стоить сотни миллионов гривен – и нетрудно догадаться, чьи фирмы получат этот жирный подряд! За него, кстати, Ткаченко уже несколько месяцев ведет войну с КГГА.

Или вот, например, Ткаченко лоббирует законопроекты №4561 и №4562, призванные «противодействовать хаотической застройке Киева». Затея выглядит благой и нужной, однако принятие этих законопроектов передаст в руки Ткаченко механизм контроля, который можно использовать и в коррупционных целях.

И, конечно же, появляется догадка, что если Александр Ткаченко разовьет на посту министра культуры бурную околостроительную деятельность, то он рискует этот пост потерять в «драке» с куда боле сильными и влиятельными людьми. И куда же он потом, интересно, подастся?

СЕРГЕЙ ШИЛОВ

KLYMENKO TIME

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.