Зарплата как привилегия не для всех херсонских медиков

4 года назад 0

Похоже, реформа разделила наших медиков на «привилегированных» и «черную кость». Причем «привилегия» состоит … просто в возможности получать свою обычную зарплату. Соответственно, те, кому повезло меньше, или недосчитались нескольких тысяч гривен в аванс, или попали под сокращение, или ушли в отпуск за свой счет. Ведь с 1 апреля медучреждения перешли на финансирование Национальной службы здоровья. А она платит не «за должность», а за обслуживание конкретного пациента, количество которых в карантин значительно сократилось. Разницу многие почувствовали на своих кошельках — они значительно похудели.

— Две недели в апреле «отгуляла» в оплачиваемом отпуске. Теперь при моей зарплате в шесть тысяч гривен выдали по семьсот гривен, и отправили в отпуск неоплачиваемый — говорят, НСЗУ профинансировала наш городской психиатрический центр на 21 процент от потребности. А на медикаменты и коммунальные услуги денег не выделили вообще,  — рассказывает врач высшей категории, психиатр с 30-летним стажем Людмила Литвиненко. — Нашей семье, правда, экономить на еде и «коммуналке» не придется, потому что муж профессор в университете, и ему зарплату выплачивают. Но так повезло не всем. Моя медсестра одна воспитывает сына, а с ними живет еще и мать-пенсионерка. Как им на эти же семьсот гривен втроем выжить?

— Последствия перехода на финансирование от Национальной службы здоровья есть такие. В аванс все работники, включая меня, получили по семьсот гривен. С 1 мая в психиатрическом центре остается дежурный врач, а все остальные идут в отпуска за свой счет. С вийськкомативськои комиссии нашего специалиста также отзовем,  — резюмировал директор Херсонского городского психиатрического центра Александр Логачев.

— У нас аванс заплатили всем, и в полном объеме. А вот с доплатами, в частности за интенсивность труда, придется немного «маневрировать». В карантин количество пациентов уменьшилось наполовину, поэтому основания для таких доплат исчезли. Сэкономленные деньги пойдут на стимулирование медиков, работающих с пациентами, у которых есть подозрение на заражение коронавируса. Ведь государство обязало поднять им оклады втрое, а денег на это из бюджета не поступило — приходится «выкручиваться» самим, искать резервы, — комментирует главный врач клинической больницы имени Тропиных Леонид Ремига.

— Острая проблема с финансированием в Херсоне появилась в поликлиниках — психиатрической, туберкулезной, стоматологических. Ведь стоматологические услуги, за исключением неотложных, НСЗУ не оплачивает, денег на психиатрическую помощь из-за сокращения числа пациентов, предоставляют в разы меньше. А городская туберкулезная поликлиника договора с НСЗУ не подписала. И через несколько месяцев у нее истекает срок действия лицензии,  — расставила точки над «и» директор Департамента здравоохранения Херсонского горсовета Светлана Межерицкий.

Чтобы облегчить лечебным учреждениям адаптацию к новым «правилам игры», муниципальная власть могла бы, по крайней мере в первые месяцы, ассигновать им определенные суммы из городского бюджета на неотложные нужды, чтобы и прием пациентов не прекращался, и лекарства для «льготников» закупали. Но беда в том, что копилку общины и так «выпотрошили», как курицу — все излишки пошли на финансирование мероприятий по борьбе с коронавируса. При этом неотложных расходов не уменьшилось: скажем, именно сейчас необходимо где-то найти более восьми миллионов гривен на оплату тех же лекарств для льготников, а также херсонцев, страдающих от редких и органных недугов. Купить их на деньги могут далеко не все, поэтому такая помощь — действительно вопрос жизни и смерти. И на ком сэкономить: на поликлиниках или на пациентах?

Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день