Крымскотатарский вопрос: Поиски желанного в лабиринте невозможного

4 года назад 0

Мы уже писали о том, что утвержденная СНБО Украины (11 марта 2021) «Стратегия деоккупации и реинтеграции Крыма» вызвала крайнее неудовольствие и раздражение в руководстве Меджлиса крымскотатарского народа.

«Обидно, что в принятой Стратегии деоккупации и реинтеграции оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя наши международные партнеры пока не найдут четкого ответа на вопрос о том, каким будет статус Крыма после восстановления государственного суверенитета Украины над Крымским полуостровом», – на своей страничке в социальной сети озвучил свое мнение по поводу принятой Стратегии глава Меджлиса Рефат Чубаров.

Чубарова возмутил сам факт, что те принципиальные положения, которые, по мнению главы Меджлиса, обязательно должны были быть включены в перечень задач государственной политики, направленных на обеспечение деоккупации временно оккупированной территории Украины и их безопасной интеграции, в одобренный текст Стратегии не вошли. По сути, руководство страны проигнорировало мнение и пожелания представителей целого народа.

Намного резче в интервью «ПолитНавигатору», при обсуждении вопроса о значении утвержденной СНБО «Стратегии» для крымскотатарского народа, прозвучали слова замдиректора телеканала ATR Айдера Муждабаева:

«В этой стратегии не упомянуты крымские татары как коренной народ Украины, как одна из государствообразующих наций в нашей стране. В этой стратегии не учтены никакие ни нынешние жуткие проблемы, с которыми мы столкнулись – как помогать нам в этой ситуации, когда большая часть находится в оккупации, ни будущее.
Фактически, нам отказывают в праве на существование».

Айдер Муджабаев даже слышать не хочет о принятой Стратегии в том ее виде, в котором она представлена для мирового сообщества.

«Я не хочу это читать. – Говорит в интервью замдиректора телеканала ATR. – Потому что это унизительно для меня, через такое отношение к нашим лидерам, к нашим выборным органам, это отношение к каждому крымскому татарину – вторичное».

По мнению Муджабаева, руководство Меджлиса «ставят, как школьников, перед фактом – вот вам стратегия, идите, и действуйте, как мы скажем», что само по себе унизительно для всего крымскотатарского народа.

«Они даже не напрягаются до такой степени, что в августе собирают эту Крымскую платформу, но при этом по стратегии Крыма они даже не удосуживаются позвонить главе меджлиса Рефату Чубарову, или национальному лидеру нашего народа Мустафе Джемилеву», – негодует  Айдер Иззетович.

Муждабаев считает, что читать Стратегию не имеет смысла, поскольку она выглядит как планы освобождения Польши во время Второй мировой войны, разработанные без участия поляков:

«Подуло таким холодным ветерком совка и домайдановой Украины, когда русские были братьями всегда, а крымские татары – чурками опасными, с которыми лучше не иметь дела, и которые мечтают, чтобы Крым был в Турции».

БУДЕМ ЧЕСТНЫМИ

Будем честными и признаем тот факт, что украинская власть все годы с момента провозглашения независимости Украины, достаточно беспринципно разыгрывает карту крымскотатарского народа. Мечта целого народа о независимости хотя бы в рамках автономии, использовалась всеми керманычами Украины, как козырный туз в борьбе за лояльность крымчаков к власти.

Статус национальной автономии для Крыма, это та «конфетка в золотой обертке» на которую Петр Порошенко «покупал» поддержку лидеров крымскотатарского народа на протяжении всей каденции своего правления государством. И крымскотатарский народ не подвел, даже тогда, когда уже было понятно, что Петр Алексеевич проиграл «бой за скипетр».

Кстати, очень точно отношения между бывшим Президентом страны и руководством Меджлиса в свое время охарактеризовал экс-глава Представительства Президента Украины в АР Крым Борис Бабин.

Борис Владимирович в одном из своих интервью подчеркнул, что экс-президент Петр Порошенко всегда демонстрировал тесную связь с лидерами крымскотатарского национального движения, такими как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, а так же Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров – освобожденные из-под ареста в 2017 году на основании совместного решения президентов России и Турции.

Мало того, при Порошенко два крымских татарина – г-н Куркчи и г-жа Дзеппар – были назначены, по представлению г-на Джемилева, заместителями министра информационной политики и оккупированных территорий.

Связь крепла, но, как оказалось, Петр Алексеевич, как и все его предшественники на посту Президента страны, пойти дальше, чтобы выполнить обещание данное лидерам крымскотатарского народа – создать «национально-территориальную» автономию для крымских татар в Крыму, оказался не способен.

С 2016 года президент Порошенко пообещал ввести в действие конституционные поправки, однако ни поправки, ни закон о специальном статуте коренных народов не были приняты украинским парламентом. И это несмотря на то, что партия Порошенко до лета 2019 года в Парламенте страны имела большинство.

Первые шаги Зеленского во власти, вроде бы, дали крымским татарам надежду на решение жизненно важного вопроса для народа.

Два года назад мы писали о том, как  советник президента Никита Потураев в эфире одной из программ заявил, что на уровне партии уже создан комитет по вопросам оккупированных территорий.

«Перспектива создания крымской национальной автономии на уровне этого комитета поддерживается, и мной, в том числе. Полагаю, что крымскотатарский народ этого заслужил своими подвигами, достойным поведением во время репрессий и депортации
Это стало бы тем фактором, который существенно помог бы усилить наши дипломатические позиции и расширить нашу возможность давления на оккупанта, в том числе защиты прав крымскотатарского населения», – подчеркнул Потураев.

В программе новоизбранного президента Украины на тот момент еще не было четко прописанных шагов по реализации данного плана, но сама идея тогда нашла поддержку у представителей Меджлиса крымскотатарского народа.

«Это позволит и внутри материковой Украины создавать рабочие места, вести бизнес, создать правительство Крыма в изгнании. Это очень важный момент, появится возможность регулировать те процессы, которые были оторваны за последние 5 лет…
Мы сможем делать квоты в институтах, чтобы были представлены граждане Украины из Крыма, создавать юридические направления для отстаивания бизнеса за рубежом. Такой большой плюс для всей страны», –  прокомментировал намерения Зеленского генеральный директор крымскотатарского телеканала ATR Ленур Ислямов.

Говорят, что благими намерениями дорога бывает вымощена в ад. Мы не будем столь категоричны, но отметим – судя по всему украинский «ВОЗ» с логотипом «Права крымскотатарского народа на узаконенную идентичность» застрял в украинских степях. И херсонских в том числе, где никак не решится вопрос о строительстве городка, при участии турецкой стороны, для переселенцев из Крыма. Утвержденный план строительства, как  не раз уже озвучивали в Херсонской областной Государственной администрации, уже есть, но городок, пока еще, существует только на бумаге.

Объективны ли претензии руководителей Меджлиса крымскотатарского народа к государству Украина, пусть каждый решает сам. Мы же просто посочувствуем людям, которые ищут желанное в лабиринтах невозможного.

***

Мы не раз писали о «корнях» возникновения проблем крымскотатарского народа. Не будем многословными, рекомендуем к прочтению:

  1. https://kherson-news.info/important/o-prichinah-vojny-krymskih-tatar-s-ukrainoj/
  2. https://kherson-news.info/important/o-prichinah-vojny-krymskih-tatar-s-ukrainoj-prodolzhenie/