Между «Ялтой» или «Хельсинки»?

2 года назад 0

Все то, что сейчас происходит вокруг Украины, возможно, свидетельствует о том, что мы находимся на пороге или новой «Ялты» или нового «Хельсинки», к которым глобальные игроки приходили в ситуации кризиса безопасности раньше.

Но если «Ялтинско-Потсдамская» модель – это архитектура нового миропорядка, то «Хельсинки» — это институализация правил «холодной войны» и создании предохранителей для перехода её в «горячую».

И, похоже, пишет в своем телеграм-канале директор Украинского института политики Руслан Бортник, что мы сейчас находимся между новым миропорядком или нормализацией новых правил новой холодной войны между Россией и Западом.

При этом Запад предлагает России Хельсинки: договоренности о контроле над ядерными вооружениями или их сокращениями, о «горячих линиях», об ограничении учений, о ракетах и т.д.

Россия считает эти предложения «перспективно-второстепенными вопросами» и стремится получить «Ялту» — новую/старую модель многополярного мира.

Проблема заключается и в том, как урегулировать эту систему, если есть формальная и неформальная сфера влияний.

Самое простое решение — это сделать неформальные сферы влияния формальными, ввести их в определенные военно — политические блоки. Но всегда будут оставаться риски, что в странах, которые не входят в эти военно-политические блоки, будет продолжаться конкуренция. И время от времени такие страны (например, Украина) будут переходить из одной неформальной сферы влияния в другую.

В такой ситуации Китай реализует другую стратегию. Там понимают, что разделение на военные союзы не перспективно. И Китай проводит другую форму глобализации — экономическую. Апеллируя к прагматическим чувствам национальных элит и к реальной жизни общества, Китай продвигает свое объединение, модель экономической глобализации через неформальные экономические союзы.

Все эти модели одновременно в мире конкурируют между собой.

Для Украины ситуация сейчас зависит, с одной стороны, от того насколько для США сегодня важны Украина и РФ. А с другой стороны — насколько Россия готова поднимать градус эскалации, сколько в Российских заявлениях было бравады и блефа, а сколько реального плана. И в-третьих, имеет значение какую роль при этом хочет сыграть украинская власть. Будут ли они становиться на чью-то сторону, попытаются сыграть в своих интересах, предложив новые идеи, или пытаться выйти из этой игры.

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.