Только государственно-частное партнерство спасет это предприятие – интервью с директором Бердянского МТП
3 года назад 0
Начинавшая свою карьеру в Херсонском порту Ольга Саминина в ноябре была назначена новым директором ГП «Бердянский морской торговый порт». В своем интервью ЦТС рассказала о главных проблемах в работе Бердянского порта, конкуренции со стороны частников и перспективах развития госстивидора.
Ольга Саминина более 20-ти лет проработала в Херсонском торговом порту, который стал пилотным концессионным проектом. В интервью ЦТС она отмечает, что по сравнению с Херсоном, концессия в Бердянске — не такая простая и однозначная. Почему концессия здесь может оказаться сложнее и действительно ли это нужный механизм ГЧП, в каком состоянии сейчас порт и какие главные задачи поставила перед собой сама новая руководительница гостстивидора?
Сегодняшняя стратегия Министерства инфраструктуры — коммерциализация государственных портов, в частности, путем концессии. По многим объектам процесс уже запущен, в том числе и в порту Бердянск, где одна из компаний выступила с частной инициативой разработать ТЭО для концессионного проекта.
Как проходил конкурс и много ли было у вас конкурентов?
Конкурс проходил согласно стандартной процедуре. Одновременно проводился поиск руководителей для трех портов — Бердянск, Рени и Николаев. К каждому было допущено по два претендента. Перечень требований достаточно строгий: опыт работы в отрасли, опыт работы на руководящих должностях, образование, знания и т.д. Наверное поэтому немногие были допущены.
Имея опыт, начиная с технико-учебного комбината и заканчивая заместителем по операционной деятельности, я не боялась конкуренции и того, что мне не хватит знаний для того, чтобы руководить портом. Хотя, конечно, в моем понимании любая руководящая должность — это в первую очередь высокий уровень ответственности. Привилегий в этой работе, как по мне, очень мало.
Почему вы решили податься?
Я решала податься практически в самый последний момент. Конкурс объявили в июле, и до 16 августа принимались заявки. Пришлось готовить свое предложение очень оперативно. До этого я уже проработала 23 года в порту Херсон. Еще год на государственной службе в Морской администрации. Именно этот год работы сподвиг меня податься на конкурс. Я поняла, что перекладывание бумаг и составление отчетов мне неинтересно. Я — работник причала, у меня еще достаточно сил и энергии для этого.
Вы пришли со своей командой?
Пришла я совершенно одна. Чтобы идти с командой, вначале нужно понимать, какие люди работают внутри — уровень этих специалистов и то, насколько вам комфортно будет работать вместе. Люди долго работают в порту и приходить со своей командой — это значит двигать кого-то, кто заработал это место своим опытом. Кроме того, это местные жители, которым потом придется искать новую работу.
Сейчас моя главная задача — пересмотр всех тарифов, которые на данный момент действуют в порту.
Какие основные KPI были поставлены перед вами?
У меня в контракте есть три главные позиции: обеспечить стабильную и бесперебойную работу предприятия, выплату налогов во все уровни бюджета и выплату зарплаты.
Сейчас моя главная задача — пересмотр всех тарифов, которые на данный момент действуют в порту, проведение балансовых совещаний по каждому подразделению. Но, конечно, уже сейчас видно, где есть проблемы. Сейчас хочу разобраться с тем, почему они возникли.
Приведите примеры…
Главное, и это болезнь всех государственных портов, это большая социальная нагрузка. Для примера, порт содержит поликлинику, в которой числится 17 человек с фондом заработной платы в месяц 100 тыс. грн. С учетом того, что порт в стабильном минусе — это очень много. Так, за 10 месяцев порт в минусе на 35,5 млн грн. База отдыха «Моряк», которая висит на балансе и имеет минус 2,5 млн грн. Плюс к этому есть много активов, которые подлежат списанию, но из-за длительных бюрократических процедур процесс значительно затягивается.
Главная статья расходов порта — это зарплатный фонд. О какой сумме идет речь и какая численность сотрудников на предприятии?
С налогами зарплатный фонд составляет около 5,5 млн грн в год. Средняя заработная плата штатного сотрудника в месяц — 10 400 грн, докера — 11 750 грн. Всего 580 человек.
Если говорить о доходной части, на чем сейчас зарабатывает порт?
Главное для нас — это перевалка зерновых грузов. За ноябрь при плане общего грузооборота 90 тыс. тонн порт перевалил 13,9 тыс. тонн. Из них зерно — около 9 тыс. тонн, металлолом — 2 тыс. тонны, цемент и тарно-штучные грузы — около 3 тыс. тонн. Всего за 11 месяцев при плане 820 тыс. тонн портом было обработано 354 тыс. тонн грузов.
Есть очень хороший проект по ветряным электростанциям… Вопрос окончательно не решен, но мы сотрудничаем с местной властью, чтобы привлечь этот грузопоток к нам.
Какой грузопоток рассчитываете привлечь?
Есть очень хороший проект по ветряным электростанциям. В Запорожской области сейчас идет строительство станций. Три года назад мы уже работали с ними. Вторая очередь должна была реализоваться в 2020 году, но из-за пандемии сроки были сдвинуты. Сейчас мировая экономика начинает восстанавливаться и идут разговоры о том, что в 2022 году эти ветряки будут поставлены. Речь идет о более, чем 200 комплектах. Если бы они попали к нам, то порт на два года был бы обеспечен работой и деньгами. Однако, в связи с Керченским проливом, инвестор видит риски. Поэтому, стал рассматриваться вариант о перевалке их в порту Ольвия. Но там есть проблемы с наземной логистикой — из-за больших габаритов «Укравтодор» на данный момент запретил перевозку. Вопрос окончательно не решен, но мы сотрудничаем с местной властью, чтобы привлечь этот грузопоток к нам.
В целом, вы конкурентны по ставкам и технологиям по сравнению с другими портами в регионе и операторами?
Основной наш конкурент — это «Аскет-Шиппинг». Мы с ними примерно в одной цене, даже немного дешевле. Но у них более качественная доработка груза, которую мы не можем себе позволить, похожи варианты погрузки. Но технологически «Аскет-Шиппинг» лучше оснащен.
Бердянский порт уже в следующем году планируют отдать в концессию. Перед вами ставили задачу подготовить порт к конкурсу?
Мое конкурсное предложение базировалось на том, что только концессия может спасти это предприятие. Почему государственные порты вымирают и почему поднимается вопрос о концессии? Потому что государственная структура очень тяжеловесна и не может соревноваться с частными терминалами, где все делается в течении одного дня. Мы делаем годами, и то не всегда.
Я не вижу инвесторов, которые хотели бы сюда прийти.
У меня был опыт передачи в концессию Херсонского порта, но там все было намного проще, потому что портовый оператор один — ГП ХМТП. В Бердянске их четыре и все имеют доступ к причалу, а передача в концессию подразумевает под собой, в том числе передачу причала. Но что в таком случае будет с остальными портовыми операторами? Есть много нюансов… поэтому слово «концессия» не очень актуально.
Я скорее склоняюсь к тому, что это может быть один из альтернативных видов государственно-частного партнерства. Более того, я не вижу инвесторов, которые хотели бы сюда прийти. Иностранные не придут, потому что рядом строится военная база, для внутреннего, например, той же «Аскет-Шиппинг» — это очень дорого.
Как вы на сегодня оцениваете техническое состояние порта? Что на сегодня с глубинами?
Несколько лет назад были закуплены шнековые ленты. Это позволило порту соревноваться с тем же «Аскет-Шиппинг» и выйти на нормальную ставку. Старые методы погрузки нерентабельны и не работают. В целом, техническое состояние порта достаточно неплохое. Да, есть много старой техники, которая подлежит списанию, но я думала, что будет хуже. Пациент, скорее, жив.
Последнее дноуглубление было сделано в июле 2020 года и на данный момент зафиксированы паспортные глубины 7,9 метров. В этом году была благоприятная роза ветров, поэтому заиливания не было.
В каком состоянии припортовая инфраструктура?
Наша проблема в том, что нет ж/д станции Бердянск-Порт. Поэтому доставка локомотивов идет от станции Бердянск до подъездных ворот порта, что влечет за собой увеличение ставки логистики на 8 долл. на вагон. Поэтому, если бы мы могли создать станцию Бердянск-Порт — это сделало бы порт более привлекательным.
Из хороших новостей — планируется электрификация, что тоже даст определенную экономию.