Кого в Херсоне больше: евроскептиков или екрооптимистов
7 лет назад 0
Есть ли в Херсоне евроскептики: ответ на этот вопрос искал заслуженный журналист Украины Юрий Анисимов.
Ответа на этот риторический вопрос, с большой долей вероятности, не знает никто. Такой статистики просто не существует, а опросов среди горожан на эту тему за последнее время не проводилось. И все же, есть основания полагать, что их количество растёт. При чем, за счёт сокращения еврооптимистов, еще не утративших надежду попасть в цивилизованную Европу.
Очередным козырем для евроскептиков стал прошедший в Брюсселе в конце минувшего года саммит "Восточного партнерства" с ЕС. Надо сразу отметить, что у многих херсонцев это событие не вызвало особого интереса. И это объяснимо. На протяжении ряда лет большинство горожан с любопытством наблюдали за настойчивыми попытками Евросоюза вырвать из сферы влияния России страны Восточной Европы, когда-то входившие в состав Советского Союза.
Понятно, что в случае успеха авторитет и влияние Евросоюза в мире существенно возрастут, а Россия будет окончательно изолирована, утратив своих последних союзников. По крайней мере, в Европе.
Как известно, начало "Восточному партнерству" было положено ещё на саммите в Праге в мае 2009 года. Тогда суть общей декларации между шестью странами "Восточного партнерства" (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) формулировалась следующим образом: "Восточное партнерство" будет основываться на принципах международного права и фундаментальных ценностях, среди которых демократия, верховенство права, уважение прав человека и основных свобод, а также на принципах рыночной экономики, устойчивого развития и хорошего управления".
Всё чётко и красиво изложено. Но с тех пор минуло более восьми лет, а кроме пустых лозунгов и разговоров в настоящее время, практически, мало что изменилось. И влияние России на эти страны, за исключением Украины и Грузии, утративших часть своих территорий, остаётся весьма значительным, особенно в Армении и Белоруссии. Более того, сам факт избрания пророссийского политика президентом Молдавии стал пощёчиной ЕС.
Впрочем, этого и следовало ожидать. Ведь за последние годы ЕС не предложил странам "Восточного партнерства" ничего конкретного: не обеспечил их безопасность, не поддержал реформаторскую деятельность, не предоставил доступ к своему рынку, мало что сделал в плане финансовой поддержки. И, пожалуй, самое главное, этим европейским государствам не предложено ни малейшей перспективы того, чего они хотят больше всего — членства в Европейском Союзе.
Что касается нашего государства, то в тексте декларации по итогам встречи глав государств, не только ничего нет о конкретной поддержке, но даже, по непонятным причинам, не содержится никаких антироссийских пассажей и никак не упомянуты ни Крым, ни конфликт в Донбассе.
Конечно, это не могло понравиться нашему президенту, который даже пригрозил, что может и вовсе не приехать в Брюссель. Правда, передумал и участвовал в работе саммита. Впрочем, это никак не повлияло на итоговый документ саммита, в котором нет и намёка на европейскую перспективу Украины. И это разочаровало многих херсонцев, как и большинство граждан нашей страны.
Возможно, дальновидно поступил Президент Белоруссии Лукашенко, который отказался от приглашения и послал вместо себя в Брюссель министра иностранных дел.
Конечно, повод для оптимизма ещё остался. Саммит «дал добро» на подготовку к вступлению Украины в Цифровой единый рынок ЕС, Энергетический рынок, Таможенный союз и единое авиационное пространство ЕС. Согласовано предоставление нам макрофинансовой помощи в размере 1,8 млрд евро.
Тем не менее, это слабое утешение. Особенно раздражает то, что в итоговой декларации остаётся лицемерное упоминание о европейских стремлениях и европейском выборе Украины, как и всей шестёрки.
Но разве от этого становится легче? Подобная казуистика наводит на грустные размышления о том, что когда-то всем нам морочили головы о светлом коммунистическом будущем, а теперь всячески пытаются заставить поверить в неизбежность вступления Украины в Европейский Союз. Только неясно в какие годы? Двадцатые или тридцатые?
Украинский политолог, директор Центра инновационного консалтинга «КДА» Дмитрий Корнейчук с сарказмом отметил, что саммит «Восточного партнерства» не принес Украине положительного результата: « Перед началом саммита «Восточного партнерства» Украина получила два месседжа от ключевых чиновников ЕС, после которых, в принципе, Порошенко может сразу ехать назад. Даже — без участия в саммите. Первый — это заявление еврокомиссара по вопросам расширения Хана о том, что никакого «плана Маршалла» для Украине не будет. Мало того, в Украине и так достаточно денег. Второй месседж — это слова главы Еврокомиссии Юнкера, подчеркнувшего, что никто не собирается менять ранее принятую формально под давлением Нидерландов декларацию. В ней четко указывается: ассоциация с ЕС не дает Украине никаких перспектив членства в Евросоюзе». И что же тут не ясного, даже для самых непонятливых?
Юрий Анисимов, Заслуженный журналист Украины.