В российско-украинском переговорном процессе  возможно наблюдается определенный прогресс по ряду позиций

2 года назад 0

Как заявляет глава переговорной делегации РФ В. Мединский Украина якобы согласна на шведскую или австрийскую модель нейтралитета в обмен на гарантии безопасности. Ждём подтверждения или опровержения со стороны Давида Арахамии и Михаила Подоляка, которые также раньше говорили о прогрессе в переговорах и о незыблемости наших ключевых интересов.

Но, в любом случае, в этом высказывании заложена ошибка — Австрия и Швеция не нейтральные страны, а внеблоковые. Украина тоже сейчас внеблоковое государство. И только Швейцария в Европе — нейтральное государство. Между нейтральностью и внеблоковостью огромная разница.

Постоянный «нейтралитет» содержит три базовых запрета на действия нейтральных стран : не участвовать и не предоставлять вооруженные силы для войны между другими государствами или свою территорию для использования воюющими сторонами; не дискриминировать воюющих в поставках им оружия и товаров военного назначения. Нейтральные страны могут заниматься исключительно гуманитарной и гражданской помощью в конфликтах третьих стран. В случае конфликта (войны) они обязаны соблюдать нормы гуманитарного права в отношении нейтральных стран. В экономическом плане им разрешается принимать полномасштабное участие в международных экономических отношениях, но сбалансировано по отношению к воюющим сторонам.

Но главная особенность «нейтральности» — это международно признанный правовой статус, которым одни государства (международные организации) наделяют другие. Провозгласить себя «нейтральным» мало, необходимо чтобы эту «нейтральность» поддержали (предоставили) и признали другие государства. Причем признали документально – в виде Договора или соглашения. Только тогда ее можно считать произошедшей и функционирующей.

Исторически страны становились нейтральными – по решению/уговоренности геополитических центров, избегали оккупации и выходили из-под давления геополитических игроков (пытались снять себя с шахматной доски), сохраняли внутреннюю целостность.

«Внеблоковость» — это самоопределение государства, не требующее международно-правового закрепления, и может быть изменено в одностороннем порядке. Она предполагает отказ от постоянного членства в союзах, но не обязывает не участвовать в конфликтах или заключать договоры о сотрудничестве с союзами. Это формирование союзов, а не присоединение к ним. Внеблоковый статус не накладывает ограничений на командировку военных контингентов в состав миротворческих сил международных организаций; не запрещает заключать оборонные соглашения с какими-либо военными союзами и отдельными государствами в зависимости от конъюнктуры; не распространяется на экономическую сферу.

Внеблоковые – борются за суверенитет и поле для политического маневра в не до конца понятной политической ситуации, сохраняли потенциал для обретения лидерства в региональном или глобальном плане, избегали внутреннего кризиса, или – никому не интересны.

«Внеблоковость», в отличие от «нейтральности», не ограничивает государственный суверенитет во внешней политике в обмен на обещания безопасности и невовлеченность в конфликты, но возлагает бремя обеспечения безопасности на собственные плечи (в том числе и путем формирования союзов).

Руслан Бортник, директор Украинского института политики разобрал шведскую модель внеблоковости и модель для Украины 8 декабря 2021 года  разбирал в статье «Внеблоковый статус Украины: стратегия или реальность».