Памяти защитников родной земли
3 года назад 0
«И как великая страна не слышит крик несчастных мам,чьих сыновей несут “тюльпаны” по домам…» Сколько жить буду – столько буду помнить бабушкины слёзы, когда она очень часто, взяв в руки непонятную мне потрепанную пожелтевшую небольшую бумажку, садилась возле висевшей на стене (рядом – ростовой портрет Сталина) раскрашенной увеличенной фотографией солдата в гимнастёрке и пилотке.
И только потом, много лет спустя после того, как в 1964-м она до дна выплакала свои слёзы, я понял цену этим слезам. Солдатом был навсегда оставшийся 18-летним её средний сын, мой дядя Петя. А на бумажке от руки было выписано «Боянжу Пётр Григорьевич» рядом с типографским текстом «пропал без вести в боях за Советскую Родину».
Уже в нынешнее время, став втрое старше своего дяди, в глубинах Интернета я отыскал его в списках 3-й воздушно-десантной бригады, почти полностью уничтоженной осенью 1943 года в ходе Букринского десанта (это под Киевом), бездарно и наспех организованного маршалом Жуковым: из 4500 де-сантников в живых осталось чуть более 1,5 тысячи бойцов.
Далее – цитата из интернет-энциклопедии «Википедия»: «Букринский десант не достиг поставленной цели. Причиной тому были многочисленные ошибки военного руководства в начальной стадии планирования операции». Кто-то может спросить, причём всё вышеизложенное к теме афганской войны СССР, чётко очерченной характерным термином «чёрный тюльпан»?
Официально эта война окончилась 15 февраля, 33 года назад. И сейчас тысячи украинских мам, держа в руке фотографии своих беззаботно улыбающихся Петеньки или Костика, Витеньки или Олежека, Шурика или Коленьки, которые уже вдвое младше своих племянников, роняют на эти кусочки фотобумаги 9х12 слёзы своей материнской боли – как когда-то моя бабушка…
Сколько их, матерей наших погибших в Афганистане парней? Их количество известно лишь с точностью, грубо говоря, «плюс-минус лапоть». На вашингтонском мемориале «Стена» в честь, уж простите, ни за… собачий погибших во Вьетнаме американских солдат на граните увековечено 58220 фамилий. Это данные на 2008 год.
Вероятно, в 2005-м, когда я был там в составе группы херсонских журналистов по приглашению Госдепа, фамилий там было меньше. Этот мартиролог постоянно корректируется, ведь идёт точнейший, подушный учёт военнослужащих, умерших от последствий боевых ранений пусть даже через десятилетия. Есть чёткие цифры: 47434 американца убиты противником, 10786 человек – небоевые потери (болезни, самоубийства, ДТП и тому подобное).
А сколько наших полегло в Великой Отечественной? Цифры до сих пор разнятся на десятки миллионов! Тоже в десятки, но, к счастью тысяч, разнятся мнения о числе советских военнослужащих, погибших с 1979-го по 1988-й в Афгане.17 августа 1989 года «Правда» опубликовала цифру в 13835 погибших. На начало 1999 года официально звучала цифра в 15031 человек. Но есть и оценки независимых экспертов: это 26595 погибших.
Что касается нашей державы, то воевали в Афганистане более 160 тысяч украинцев. С одним из них интересная история связана в моей жизни. В Одессе, в институте связи учился на одном потоке со мной Вовка Бабилюлько. В общаге звали его «гуцул» – он родом был откуда-то из Закарпатья. Ежели уважительно – Сергеичем звали, но чаще всего – «распи…дяем», потому как сложно было найти другого такого «несобранного» парня. Институт пришёлся ему не по душе, и он бросил его по-сле первого курса. Потом кто-то встретил его на Дерибасовской… в форме курсанта Одесского артиллерийского командного училища.
Пролетели годы, и уже перед развалом СССР на каком-то телеканале я случайно наткнулся на хроникально-документальный фильм о выводе советских войск из Афганистана. Глазам и ушам своим не верю: «Одним из по-следних наших подразделений, вышедших из Афганистана по мосту через Амударью между Хайратоном и Термезом (Узбекская ССР), была артиллерийская часть под командованием кавалера ордена Красной Звезды, гвардии капитана Владимира Бабилюлько. Его с радостью встретит семья в родном Закарпатье».
А недавно в Интернете фото нашёл – к 23 февраля 2015 года: урок Мужества для 8-классников школы № 450 Санкт-Петербурга проводит участник боевых действий в Афганистане, подполковник Российской армии в запасе Бабилюлько Владимир Сергеевич. И седоусый «гуцул»-пушкарь Вовка из моей молодости на фото. Что ж, слава Богу, что он не попал в число 3 тысяч погибших в Афгане украинцев…
А как дела обстоят у Херсонской областной организации Союза ветеранов Афганистана я узнал, побеседовав с её главой, полковником-«афганцем» Белым Владимиром Николаевичем. На этом боевом посту он сменил офицера-«афганца» Владимира Филипповича Столяра, сердце которого перестало биться в сентябре 2020-го. С учётом личного состава в облорганизации – порядок: числится 2318 человек, из которых 1927 нюхали порох в Афганистане. На долю остальных достались Куба, Вьетнам, Сирия, Египет, Чехословакия, Югославия…
А вообще-то в области проживают намного больше участников боевых действий в других странах (4434), из них «афганцы» – 2445: просто не все в организацию входят. С ранами вернулись из Афгана 139 человек, стали инвалидами – 67. С годами дают себя знать и контузии, и инфекционные заболевания, так что количество инвалидизированных сильно выросло – до 167. А количество «афганцев», умерших до 50 лет, превысило 420 душ… В области проживало 48 семей погибших. В Херсоне они полностью освобождены от оплаты коммуналки (50% – госбюджет, 50% – из городского).
Херсонский горсовет ежеквартально оказывает финансовую помощь каждой семье погибшего в Афгане и четырём инвалидам І группы – по 7,5 тыс. грн. Ежегодный отчёт о деятельно-сти Херсонской облорганизации «афганцев» занимает несколько страниц, и «воды» там нет. Там есть «сделано» и «требуется».
Сделано очень много за 20 с лишним лет, но и проблем, которые предстоит решить – немало. Четырём семьям погибших местные бюджеты в районах области не оказывают помощь. Хоть и было обещано, но с 2008 года государство не даёт субвенцию на приобретение жилья. Очень ограничено число путёвок для оздоровления. И так далее, и так далее…
Ветераны афганской войны стараются с пониманием относиться к проблемам, они понимают, что в стране идёт война. И они знают, что такое война. А сейчас, по крайней мере, в их адрес уже не звучит «модное» когда-то «мы вас туда не посылали».
Валерий БОЯНЖУ "ГРИВНА", фото автора
На фото: "Одно здание, две войны, трое погибших выпускников Херсонского «судомеха». 30-летний промежуток между смертями парня, убитого в афганских горах, и ребят, погибших в донецкой степи. 1984 и 2014…"