На наркорынке выявлено 80 новых психоактивных веществ, состав которых неведом медикам

6 лет назад 0

Об основных тенденциях на рынке наркотиков в Украине, проблемах борьбы в стране со сбытом наркотических средств через Интернет и аптечной наркоманией, вербовке украинцев в качестве наркокурьеров в другие страны, а также о том, готова ли Украина к легализации марихуаны, Укринформ поговорил с главой департамента по противодействию наркопреступности Нацполиции Андреем Кихтенко.

— Сколько в Украине с начала года было обнаружено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сколько изъято наркотиков? Наблюдается ли рост преступности в этой сфере?

— С начала года выявлено около 24 тысяч наркопреступлений, что на 40% больше, чем в 2016 году. Изъято в 3 раза больше наркотиков и психотропов – более 3 тонн. При этом, основная наша цель – это противодействие организованной наркопреступности. В этом году уже ликвидированы 24 организованные группы, которые действовали в сфере незаконного оборота наркотиков (в 2016 году – 6). Также задержано 105 групп наркопреступников, которые распространяли наркотики через Интернет (11 – в прошлом году), ликвидировано 103 нарколаборатории и т.д. Но я понимаю, что и этих результатов недостаточно. Необходимо усиливать давление на наркокриминалитет.

— А что можете сказать о Киеве?

— У нас общая тенденция по всей стране – это положительная динамика. Киев – не исключение. Увеличилось количество выявленных наркопреступлений, арестованных наркосбытчиков, чаще документируются факты деятельности  организованных групп (ОПГ). Если в прошлом году в Киеве было зарегистрировано 2 тыс. наркопреступлений, то сейчас – 2900. В этом году задокументировано 3 ОПГ, а в прошлом году – ни одной.

Но это не значит, что столичная наркопреступность побеждена. Если мы видим, что идет хороший статистический показатель работы, но в целом ситуация не меняется, тогда мы начинаем  разбираться в причинах, более детально изучать все направления деятельности подразделения и непосредственно подключаться к работе силами центрального аппарата.

В настоящее время проводятся дополнительные  мероприятия, направленные на улучшение наркоситуации в Киеве.  

Каковы результаты оперативно-профилактической операции «Мак» в 2017 году?

—  Основная цель операции, которую мы проводим каждый год в весенне-осенний период – выявление и уничтожение нелегальных посевов мака и конопли и перекрытие возможных каналов утечки наркосырья с объектов легального культивирования. Так, нами задокументировано 3,3 тысячи фактов незаконного посева наркосодержащих культур на территориях общей площадью около 170 га, уничтожено около 5 млн таких растений, изъято 886 кг наркотиков растительного происхождения на сумму более 40 млн гривен.

В этом году, помимо традиционных мероприятий, мы использовали возможности аэроразведки, и это принесло положительный результат.

Какие новые тенденции на рынке наркотиков в Украине наблюдаются в этом году?

— Одна из них – это ежегодное появление новых психоактивных веществ (НПВ), то есть, синтетических аналогов или производных уже существующих наркотиков и психотропов, но которые не включены в перечень «запрещенных» веществ.

Рынок новых психоактивных веществ по-прежнему развивается очень динамично. Также быстро меняются и методы их сбыта. Но эта проблема касается не только нашей страны. Во всем мире в последние годы большое внимание уделяется угрозам, связанным с потреблением НПВ.

— Какие именно угрозы несут новые психоактивные вещества?

— В первую очередь, они более дешевы, а значит, более доступны. Подавляющая их часть сбывается через Интернет бесконтактным способом, а основная аудитория интернет-пользователей – это молодежь, которая и вовлекается, в том числе, в сбыт новых психоактивных веществ.

Я помню наше удивление, когда в ходе оперативной разработки серьезных групп, занимающихся распространением наркотиков через Интернет, мы задерживали людей, едва достигших совершеннолетия. Мы были шокированы тем, что еще вчерашние школьники или студенты организовывали сбыт особо опасных наркотиков и психотропов по всей стране. 

Такая «продвинутая» молодежь организовывает поставки новых психоактивных веществ в Украину просто через Интернет. Они связываются с ранее незнакомыми людьми в «киберпространстве», оплачивают товар криптовалютами типа биткоин и получают его через международные почтовые отправления (в основном из Китая), а после получения – сбывают бесконтактным способом.

НПВ более опасны, чем другие наркотики. Потребители не знают их состав и дозировку. Практически нет никакой научно обоснованной информации о том, к каким последствиям может привести употребление НПВ и какие могут быть способы противодействия им. Получается, если у человека передозировка от приема таких веществ, то когда он поступает в медицинское учреждение, там не знают, что он принимал, и не знают, что с ним делать.

Проблема новых психоактивных веществ осложняется и тем, что их производство нестабильно. То есть, человек, покупая даже в одном и том же месте один и тот же вид наркотиков, и употребляя одну и ту же дозировку, всегда рискует получить негативные последствия, в том числе передозировку с летальным исходом. Если мы говорим о синтетических каннабиноидах, известных как курительные смеси, то непосредственное нанесение психоактивного вещества на травяную смесь достаточно сложно сделать равномерно. Распыляют по-разному: где-то более, где-то менее плотно. В итоге в изготовленной партии одна часть получается более токсичной, чем другая. С этим также связаны риски передозировки.

— Что значит бесконтактным  способом?

— Это когда  рекламируют и предлагают свой товар через Интернет, оплату за него получают криптовалютой или через цифровые платежные платформы, после чего сообщают покупателю, где он может забрать этот наркотик. То есть, вручную его не передают, контакт между людьми отсутствует.

Какие усилия предпринимает полиция в сфере противодействия распространению новых психоактивных веществ?

— Мы  разработали порядок отнесения новых психоактивных веществ к аналогам наркотиков и психотропов т.е., установление единого порядка включения их в список запрещенных. Потому что если мы задержим наркопреступника, изымем у него НПВ, а по результатам экспертизы выяснится, что оно не отнесено к запрещенным веществам, то у нас не будет оснований этого человека привлечь к уголовной ответственности.

Уже согласовали проект разработанной нами инструкции в рамках межведомственной группы совместно с Министерством здравоохранения, Госслужбой Украины по лекарственным средствам и контролю над наркотиками и СБ. В ближайшее время этот документ будет направлен в Министерство юстиции. Будем надеяться, что все-таки в этом году эти начинания будут реализованы. Ведь тогда мы сможем максимально быстро установить государственный контроль над теми веществами, которые еще находятся в «легальном» обороте.

Сотрудники нашего департамента также налаживают коммуникацию с органами местного самоуправления, с райгосадминистрациями, учебными заведениями. Мы им рассказываем, что есть такая проблема как НПВ, раскрываем суть этой проблемы, рассказываем о новых способах сбыта, в том числе и с помощью нанесения злополучных рекламных надписей на стенах, заборах. Мы объясняем, что с нашей точки зрения необходимо делать совместно для того, чтобы более эффективно этому противодействовать.

Например, мы объясняем, что надписи на инфраструктуре города в виде символа @, потом какие-то буквы и написано «Телега» – это не просто граффити, а реклама автоматизированных программ мессенджера Телеграм для сбыта наркотиков, которую нужно фиксировать, сообщать нам и закрашивать.

Мы просим информировать школы о проблематике новых психоактивных веществ, работать с родителями, сообщать им необходимую информацию, чтобы они обращали внимание, на какие Интернет-ресурсы заходят их дети, какое у них на телефонах стоит программное обеспечение. Потому что есть разного рода анонимайзеры, ТОR-браузеры, VPN-соединения, которые в том числе используются и для посещения Интернет-ресурсов по продаже наркотиков в так называемой «темной сети».

Силами только правоохранителей эффективно противодействовать проблематике незаконного оборота наркотиков, как предложения, так и спроса, невозможно. Здесь нужно объединять усилия, – в том числе с законодательной властью и  органами местного самоуправления.

—  Сколько новых психоактивных веществ, которые не включены в список запрещенных, вашим департаментом было выявлено за последнее время?

— За последнее время в Украине зафиксированы факты изъятия около 80 новых психоактивных веществ, которые до сих пор не включены в список запрещенных. Это очень много.

— Вернемся к теме сбыта наркотиков через Интернет. Насколько сложно бороться с таким способом их распространения?

— Технологическое развитие стимулирует наркопреступность приспосабливаться к условиям современной жизни и эффективно использовать в незаконной деятельности достижения в области технологий. 

Зачастую бывает, что администрирование Интернет-ресурсов, через которые сбываются наркотики, осуществляется с территорий других стран. И здесь в работе нашего департамента появляются проблемы. Например, когда выявляются Интернет-ресурсы, которые осуществляют сбыт наркотиков по всей стране или региону, логично было бы их блокировать и остановить распространение. Но в Украине это законодательно не урегулировано. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение, и мы надеемся, что в ближайшее время получим необходимые рычаги для более эффективной работы. Но это все не значит, что мы бездействуем и ждем, пока законодательно урегулируются все проблемные вопросы. Мы системно работаем в этом направлении.

— Какие наркотики в Украине сейчас являются самыми популярными?

— В последнее время и в Украине, и во всем мире особо остро стоит вопрос полинаркомании. Люди стали употреблять сразу несколько видов наркотиков.

Молодежь, по-прежнему, чаще употребляет марихуану. Это самый распространенный наркотик. Далее идут новые психоактивные вещества и стимуляторы амфетаминового ряда, такие как амфетамин, метамфетамин, экстази.    

Если мы говорим об опиоидах, то эти наркотики обычно употребляют люди старше 30 лет.

— Какие есть предпочтения по употреблению наркотиков по регионам?

— Там, где сосредоточен капитал и у людей есть деньги, там и больше потребителей наркотиков, и распространены более дорогостоящие виды наркотика. Поэтому употребление наркотиков больше наблюдается в промышленных центрах, восточных и центральных регионах, а меньше – уже традиционно в западной части Украины.

— Теперь о вербовке украинцев в качестве наркокурьеров в другие страны. Какими способами наших граждан вовлекают в эту преступную деятельность?

— К работе наркокурьером, как правило, можно привлечь двумя способами. Первый – когда людей обманным путем вовлекают в преступную деятельность. К примеру, на территории Украины им предоставляют необъективную информацию по поводу работы курьером малогабаритных грузов, они выезжают на территорию Российской Федерации, и там со временем человека ставят в крайне сложные обстоятельства, когда он начинает понимать, что вовлечен в незаконную деятельность. Но в то же время человек – далеко, без денег,  чувствует угрозу.

Второй вариант – это когда люди, которые задерживались за границей за сбыт наркотиков, заведомо знали, чем будут заниматься, но после ареста пытались выдать себя за жертву торговли людьми.

Департаментом борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми, ведется работа в этом направлении, и задерживаются преступные группы, которые вербуют людей и обманным путем вовлекают в незаконную деятельность, связанную со сбытом наркотиков на территории РФ.

В вербовке людей обманным способом и вовлечении в сбыт наркотиков – в последнее время чаще всего фигурирует Российская Федерация

Что касается международных поставок наркотиков, в том числе в Украину – а это уже зона нашей ответственности – то на практике очень мало случаев, когда человек, который выступал в роли наркокурьера, не понимал, что он делает.

— В какие страны в основном вербуют украинцев для подобной работы и кого именно?

— Если мы говорим о вербовке людей обманным способом и вовлечении в сбыт наркотиков, то в последнее время чаще всего фигурирует Российская Федерация. Что касается организации международных поставок, то это практически всегда зависит от вида наркотика. Если это кокаин, то маршруты наркокурьеров проходят через страны Латинской Америки, если героин – страны Центральной Азии и Кавказа. В последнее время достаточно часто задерживаются молодые люди на территории стран Латинской Америки, Китайской Народной Республики. Есть случаи задержаний в азиатских и африканских странах.

Если говорить о категориях людей, которых используют в качестве наркокурьеров, то раньше в основном вовлекали женщин лет 40, нейтральной, неброской внешности, поскольку они более дисциплинированны и менее подходили под критерии риска.

В последние годы мы замечаем, что начали использовать и молодых людей, в том числе парней.

— Насколько часто полиция документирует факты продажи наркотиков в школах?

— Очень редко. Это явление не имеет системного характера. Сотрудники райгосадминистраций на вопросы наших сотрудников о том, был ли кто-то замечен в причастности к сбыту наркотиков в школе, говорят, что на их памяти информации о подобных проблемах не было. 

Но, к сожалению, это не говорит о том, что отсутствует проблема незаконного оборота наркотиков среди молодежи и старшеклассников в частности. Меняется сама природа незаконной торговли наркотиками.

— В некоторых странах, например, в США,  легализировали марихуану. Готова ли сейчас к этому Украина?

— Подобное решение должно быть принято на основании научно обоснованных выводов и изучения последствий такого шага. После этого нужно соотнести эту информацию с реалиями жизни в Украине.

В Америке, например, после разрешения употребления марихуаны в рекреационных целях снизился уровень восприятия вреда от ее употребления и резко возросло количество людей, которые потребляют марихуану. Также в Штатах увеличилось количество обращений в медицинские учреждения, связанных с употреблением каннабиса.

Многие называют марихуану легким наркотиком. Но для меня как главы департамента, каннабис согласно 770-у постановлению Кабмина является особо опасным наркотическим средством, оборот которого в нашей стране запрещен.

Сейчас предмета для разговора, с моей точки зрения, нет.

— Какая сейчас  ситуация в сфере борьбы с незаконным оборотом наркосодержащих лекарственных препаратов, то есть, аптечной наркоманией?

— Национальная полиция уже давно выступает с рядом инициатив, которые помогут нам более эффективно противодействовать этому явлению.

Ситуация непростая, есть ряд проблемных моментов, которые стимулируют «недобросовестных» субъектов хозяйствования к совершению правонарушений.

Например, недавно сотрудники Управления противодействия наркопреступности в Киеве задержали группу наркопреступников, которые зарегистрировали аптечное учреждение и официально получали подконтрольные психотропные и сильнодействующие лекарственные средства. Полученные препараты они сбывали наркозависимым в нарушение установленных правил и без рецептов.

Сейчас, к сожалению, можно просто зайти в аптеку и без рецептов купить нужное себе количество наркотических или психотропных лекарственных препаратов. Все это потому, что нет законодательных обязательств вести провизорами учет – сколько было получено таких лекарств, сколько и на каком основании продано.

Или, например, человек может купить эти препараты по рецепту, но рецепт без строгой отчетности. А предметно-количественный учет заключается в том, что если человек пришел покупать определенный препарат, то рецепт остается в аптеке. Компетентные органы  спустя время могут прийти и проверить, сколько вы получили этих препаратов, сколько продали и сколько у вас рецептов. И если будут выявлены расхождения, и рецептов выявится меньше, чем проданных препаратов, наступает уголовная ответственность.

Осознавая потенциальную угрозу от незаконной деятельности в сфере легального оборота наркотиков, мы в этом году создали практическое подразделение, которое непосредственно занимается выявлением схем сбыта подконтрольных лекарственных препаратов незаконным способом. В этом направлении работа ведется.