Свій 89-й День народження відзначив Юрій Петрович Кабаченко: досвіт, роздуми, застереження щодо стану справ у «Херсонському водоканалі»

3 года назад 0

Сьогодні відзначає свій 89-й День народження Юрій Петрович Кабаченко. Юрій Петрович очолював Херсонський водоканал з1963 по 1971роки. Саме за його правління у херсоні був побудований єдиний в Україні,унікальний за інженерним рішенням, підрусловий водозабір, який і досі експлуатується.

Про це на своїй сторінці у соціальніх мережах нагадує екс-керівник Херсонського «Водоканалу» Михайло Чемерис, та висвітлює думки Юрія Петровича про сьогодення водоканалу.

Зустріч з Юрієм Петровичем це завжди цікавий екскурс в історію розвитку водоканалу, а чудова пам’ять (пам’ятає навіть прізвища прибиральників території)зберегла для нас унікальні епізоди з реконструкції об’єктів та системи управління як водоканалу так і міста.

Юрій Петрович до цього часу переймається проблемами водопостачання нашого міста, а глибокі знання геології та технолоії водоподачі, дозволяють йому надавати пропозиції розвитку підприємства,які не підсилу навіть молодим інженерам сьогодення.

Нещодавно Юрій Петрович поділився з нами своїми спогадами та своїм баченням розвитку херсонського водоканалу,який я наведу нижче.

Шановний Юрію Петровичу, щиро вітаю Вас з Днем Народження. Здоров’я Вам та довгих років життя.
Сподіваюсь нове керівництво водоканалу буде і надалі приділяти Вам увагу.
Щасти Вам в усьому.

Далі роздуми Юрія Петровича мовою орігіналу.

Еще в 1964 г. на городском партийно-хозяйственном активе я доложил о состоянии водоснабжения и неизбежной катастрофе полного прекращения подачи воды в результате загрязнения единственного источника водозабора верхе-сарматского горизонта (ВСГ). Вопрос водоснабжения города был взят на контроль, но в результате смены руководства города, перспективами развития водоснабжения, кроме самого водоканала, никто не занимался.

23 декабря 1886 г. Херсонский водопровод подал в город 5500 ведер отфильтрованной речной воды, протяженность водопроводной сети составляла 22 версты. В 1940 г. подача воды достигла 10,5 тыс. м3/сут., было уже пробурено 8 скважин, а в 1956-1957 гг забор воды из реки Днепр был прекращен, началось интенсивное бурение скважин.

В 1950 г. началось строительство комплекса канализационных сооружений и полей фильтрации для очистки сточных вод, производительностью 16 тыс. м3/сут. В 1955 г. комплекс был введен в эксплуатацию, протяженность сетей канализации составила 15 км, к которым могли подключиться жилой фонд и другие объекты, прилегающие к сетям. Остальная часть города: жилой фонд, школы, больницы, производственные учреждения и др. продолжали сбрасывать хоз.-фекальные и производственные стоки в понтический горизонт (ПГ) через поглощающие скважины и отстойники, а также в реки Днепр, Кошевая, Веревчина (некоторые сбрасывают и сейчас).

Сейчас Водоканал может подать до 100 тыс. м3/сут. воды и очистить до 250 тыс. м3/сутки сточных вод, включая стоки предприятий. Работает 17 насосных станций канализации, протяженность сети канализации около 300 км, протяженность водопроводной сети около 1000 км. Только объекты, прилегающие к трехсоткилометровой сети канализации, могут сбрасывать стоки в сеть, остальные, берущие воду из 1000 км водопроводной сети, сбрасывают стоки, как и в прежние сотни лет, через поглощающие ямы и скважины в понтический горизонт, т.е. под себя и под город.

В Европе, куда мы так рвемся, протяженность сетей водопровода и канализации в населенных пунктах равны, все стоки принимает канализационная сеть, поэтому загрязнение сточными водами исключено.

По данным ГорСЭС в 1960 году насчитывалось 640 поглощающих скважин, сейчас неизвестно, сколько осталось незатампонированных из этих 640, да еще, сколько пробурено новых в частном секторе, где нет сетей канализации. Необходимо сюда приплюсовать поглощающие ямы, а также попадания загрязненных поверхностных вод, техногенных и других загрязнений от человеческой деятельности. Понтический горизонт (ПГ) водообилен, но очень загрязнен, и этот фактор неизбежно ведет к загрязнению верхне-сарматского горизонта – источника водозабора и прекращению подачи воды в город.

Схематически это выглядит так – представим себе школьную задачку: по одной трубе в резервуар вода вливается, по другой – выливается. Резервуар разделен на 2 части: верхняя часть заполнена загрязненной водой – это понтический горизонт (ПГ), а нижняя, в которую вода вливается и выливается – это верхне-сарматский горизонт (ВСГ), источник водозабора. Между ними находится переборка из пористого материала, который в результате тока воды размывается. Когда нижняя часть резервуара заполнена полностью водой (ВСГ) и находится под давлением, загрязненная вода из верхней части (ПГ) не может попасть в нижнюю. Когда из резервуара начинает вытекать вода больше, чем поступать, уровень воды снижается, давление исчезает, образуется пустота, в которую из верхней (ПГ) загрязненная вода просачивается через пористую переборку, размывая поры и вынося частицы материала, увеличивая сечение пор, этим ускоряя поток и вынос частиц. Так происходит загрязнение водоноса (ВСГ), делая воду непригодной.

В природе это выглядит так: г. Херсон с пригородными поселениями находится как бы на острове, омываемом реками Днепр, Ингулец, Веревчина и Кошевая. Геологическое строение массива такое: сверху залегают «крышные» породы, небольшой мощности, ниже залегает понтический горизонт, опирается он на меотийсекие глины толщиной всего 2-4 м, являющиеся водоупором, т.е. препятствуют проникновению загрязненной воды из понтического горизонта в верхне-сарматский, являющийся источником водозабора для г. Херсона. Начинается верхне-сарматский горизонт с средне-украинского кристаллического щита (г. Запорожье), мощность его в начале 10 м, постепенно увеличивалась и в районе г. Херсона и до Черного моря достигла 50 метров. Сложен он из известняков: оолиторакушечных, ракушечных, трещеноватых, кавернозных, у подошвы – мергелистых. В 20 км выше устья р. Ингулец он становится незначительно напорным.

До середины 20-го столетия, пока не начался интенсивный забор воды Водоканалом и предприятиями, достигший 60 тыс м3/сутки, загрязнение водоноса не наблюдалось, в результате забора вода образовалась воронка депрессии глубиной до 24 м в центральной части города по замерам 1962 г.
В настоящее время забор воды Водоканалом осуществляется 146 скважинами, примерно 50 скважин имеются у различных предприятий, которые также осуществляют забор воды, а сколько скважин в частном секторе неизвестно (некому контролировать – нет ГорСЭС, а геологоразведочная партия № 6 сейчас тоже не осуществляет контроль за бурением скважин).

В результате интенсивного водозабора запасы воды верхне-сарматского горизонта истощены до предела. Бурение новых скважин исключено, так как ввод новых скважин снижает производительность действующих из-за увеличения депрессионной воронки, а это в свою очередь вызывает интенсивный подсос загрязненной воды понтического горизонта.

Попаданию и загрязнению водоносного горизонта способствуют следующие факторы:

1. Для водоснабжения города и предприятий пробурено около 200 скважин, многие из них бурились с нарушением технологии бурения, не тампонировалось затрубное пространство и по пустотам заобсадными трубами загрязненная вода сливалась в водоразборный горизонт, поток воды постепенно ускоряется, вынося частицы глины, таким образом увеличивается сечение водотока и скорость размыва водоупора, а таких скважин целый лес. К примеру: ХБК в 1964 г. или 1965 г. пробурил скважину для водоснабжения комбината. Анализ воды показал сильную минерализацию. Образцы воды отвезли в Одесский институт пищевой промышленности, который дал заключение, что вода типа «Ессентуки». Так появилась «Херсонская минеральная». Пили мы ее недолго, месяцев 6-7, пока геологи не заинтересовались откуда на глубине 84 м могла появится минералка. Оказалось буровики не затампонировали затрубное пространство и сточная вода понтического горизонта вдоль обсадки трубы смешивалась с сарматской и потом разливалась в бутылки «Херсонская минеральная».

2. В местах с пониженным рельефом «умельцы» бурили скважины на воду и внедалеке поглощающую. При бурении на воду не затампонировали затрубное пространство, таким образом дав возможность загрязненной воде вдоль трубы смешаться с чистой и получить «минеральную», а во втором случае перестарались и прошли водоупорную прослойку глины и стоки пошли прямо в водонос, туда же откуда берут воду для питья. Таких фактов тоже много.

3. При производстве строительных работ (свайные, взрывные и др.) также зачастую нарушается водоупор.

4. Естественные разрывы и промоины водоупора, через которые поступают ранее чистые поверхностные талые и ливневые воды, а сейчас загрязненные.
Перечисленные факторы указывают на интенсивное загрязнение водозабора. Этот процесс невозможно ни остановить, ни замедлить, он ускоряется и это ведет к катастрофе. Уже из-за ухудшения качества воды остановлены и затампонированы несколько действующих скважин. Даже уменьшение забора воды не замедлит этот процесс. Катастрофа неизбежна.

Это не пророчество, это выводы, сделанные на основании наблюдений, замеров, контроля, анализов, расчетов, проводимых систематически коллективом Водоканала, начиная с 1960 года. Нужно отметить, что с 1960 года и по сей день у руководства стоят инженеры, профессионалы, которые грамотно, творчески, по научному подходят к решению вопросов эксплуатации всего комплекса сооружений, а это:
1. Водопроводных сетей – до 1000 км, канализационных – до 300 км.
2. Водопроводных насосных станций:
1-го подъема – 146 ед.;
2-го подъема – 6 ед.;
3-го подъема – 63 ед.
3.Насосных станций канализации – 17 ед.
4. Потребление электроэнергии до 2 млн. кВ-час в месяц. Электроэнергия в себестоимости одного м3 воды и одного м3 стоков составляет 25 % и является одной из главных составляющих стоимости м3 воды и отвода сточных вод.
5. Комплекс очистных сооружений мощностью до 250 тыс. м3 в сутки.
6. Общая площадь, занимаемая сооружениями Водоканала 110,7 га.

Обслуживает весь комплекс сооружений до 1000 человек, в числе которых 46 инженеров-профессионалов.

В Украине нет ни одного Водоканала, где, начиная с 1960 года и по сей день, возглавляют предприятие и инженерные должности профильные инженеры, нет ни одного «пирожника и сапожника»! Это дает возможность постоянно модернизировать, внедрять зарубежные и своей страны достижения своими силами и за счет средств предприятия, не надеясь на обещания сверху. Вот только небольшой перечень таких внедрений: заменены на скважинах малопроизводительные трудоемкие и энергоемкие трансмиссионные насосы на электропогружные менее энергоемкие и более производительные насосы, создана на юге Украины мастерская по капремонту погружных насосов. Рассчитан, разработан проект и построен своими силами первый в стране экспериментальный шахтный лучевой водозабор на берегу р. Днепр, производительность до 25 тыс. м3/сутки воды, что дало добавку к уже добываемой воде в количестве 50 тыс. м3/сутки. Построены новое вместо аварийного админздание, комплекс сооружений для автономного водоснабжения поселков Камышаны и Антоновка.

Много сделано коллективом, но есть вопросы, которые коллектив самостоятельно решить не может:

1. 70 % водопроводных труб изношены и требуют замены, а это 700 км. К примеру: от насосной станции № 1 на территории Водоканала по просп. Ушакова до площади Свободы действует чугунный водовод диаметром 225 мм уложенный еще в 1886 году. Изношенность сетей ведет к огромной потере воды, достигающей 30 %, а это 30 тыс. м3/сутки или работа впустую 15 скважин. Потери воды ведут к замачиванию оснований и просадке фундаментов сооружений, подпитке загрязненного понтического горизонта и возврата уже грязной воды в водонос, не говоря уже о затратах на добычу этой воды.

2. Разведанные запасы воды полностью исчерпаны. Любая попытка увеличить отбор воды ведет к ускорению загрязнения водоноса и остановке всего водопровода, это катастрофа!

3. Необходим новый источник водозабора. В 1968 г. было решено строить совместный с г. Николаевом комплекс сооружений забора и очистки воды из р. Днепр, но потом николаевцам удалось как-то уговорить Херсон отказаться от своей половины. Возможно это к лучшему: вода в реках Днепр и Ингулец с каждым годом становится все более загрязненной, а бывают такие сбросы в реки промышленными предприятиями, что существующим очистным сооружениям полностью обезвредить воду не удается.

В 1966 г. мы начали изучать и исследовать возможность использования артезианских водоносов левобережья. На левобережье понтический и верхне-сарматский горизонты соединены в один мощный напорный водонос, подпитка его идет за счет р. Днепр и кучугурных песков. Качество воды соответствует требованию ГОСТа. Подрусловые воды р. Днепр полностью соединены с водоносом левобережья. Был разработан проект шахтного лучевого (6 лучей) водозабора и построен на самом берегу реки. В 1970 г. он был введен в эксплуатацию. Мощность 25 тыс. м3/сутки, стоимость 1 м3 воды в 16 раз ниже стоимости производимой вертикальными скважинами той же производительности.
В 1985-89 гг был разработан проект Подстепненского комплекса водозаборных сооружений мощностью 80 тыс. м3/сутки, стоимостью 25 млн руб. (в ценах 1985 г.). Забор воды должен быть осуществлен 44 скважинами. Началось строительство, было освоено около 10 млн руб., но жители сел. Подстепного не разрешили строить комплекс на своей территории и Кабмин УССР запретил строительство. Проектный институт подтвердил наличие запасов воды до 200 тыс. м3/сут. на левобережье.
Группой инженеров Водоканала была изучена возможность использования проектно-сметной документации и части уже построенных объектов для строительства левобережного водозабора.

Можно и нужно использовать уже построенные:

1. Дюкер через р. Конка.
2. Дюкер через р. Кошевая.
3. Земляную дамбу от р. Днепр до прудов рыбхоза.
4. Отпадает необходимость строить хлораторную и насосную станцию 3-го подъема на правобережье и строительства комплекса сооружений и сетей от Подстепного до оголовка дюкера на р. Конка.
Предварительные расчеты показали, что построенный на р. Конка у оголовка дюкера лучевой водозабор даст городу до 200 тыс. м3/сутки воды.

Основные преимущества лучевого водозабора от забора воды артскважинами и открытого водозабора из реки следующие:

1. Эксплуатационные затраты на стоимость 1 м3 воды в 8-10 раз меньше затрат на воду из скважин или реки.
2. Весь комплекс сооружений сосредоточен на одной площадке площадью 2800 м2. В комплекс входит шахтный колодец Д=12-14 м, здание над шахтой, ТП, зал управления, бытовые помещения и отдельно хозяйственные строения. Для комплекса сооружений Подстепненского водозабора необходимо 140300 м2 площади сельхозугодий при производительности всего 80 тыс. м3/сутки.
3. Возможна полная автоматизация работы насосов.
4. Мощность водозабора регулируется подбором необходимой производительности насосов.
5. Расположение и эксплуатация лучевого водозабора, расположенного на существующей площади в плавне, не на какие объекты хозяйствования не влияют.

В 1970 году первый шахтный лучевой водозабор рассчитан и построен в г. Херсоне. Специальный станок горизонтального и наклонного бурения УЛБ-100 был спроектирован Белгородским институтом горного дела «ВИОГЭМ» и запатентован в мире, узлы его изготовлены на предприятиях Херсона, собран в Водоканале и присвоен ему № 1.

В настоящее время строительство шахтных колодцев небольших диаметров не представляет трудности, как использование установок горизонтального бурения.

Начиная с 1990 года, когда пропала последняя надежда развития водопровода, в связи с закрытием Подстепненского комплекса, руководство Водоканала настойчиво, систематически обращалось к отцам города и области, в министерство коммунального хозяйства решить проблему водоснабжения города, но пока все по-старому. Одни чиновники делали умные лица, другие надували щеки, третьи интересовались во сколько это выльется, но никаких сдвигов (чиновники делятся на три категории: одни умные, другие не очень, а третьи – их большинство – случайные), а один чиновник сказал, боялись, что более высокие чиновники спросят – а куда ты раньше смотрел?, а это уже приговор.

Только Вербицкий пообещал собраться по этому вопросу, но не получилось. Он затребовал материалы по лучевому водозабору, разобрался, а что дальше неизвестно.

Необходимо сейчас со специалистами рассмотреть этот вопрос и начать решать его поэтапно. Лучший вариант лучевого водозабора левобережья должен располагаться выше шоссейного моста – вода там лучше, меньшая вероятность загрязнения