Георгий Делиев: «Удачные шутки для нас в других странах не поймут»

7 лет назад 0

Фото из архива Г. Делиева

В процессе. Делиев обсуждает рабочие моменты с Натальей Бузько.

Народный артист Украины, режиссер и художественный руководитель комик-труппы "Маски" рассказал "Сегодня" о первом независимом фильме "Одесский подкидыш", маленьком сыне, особенностях гастролей в Китае и "Масках" в смартфоне.

— Фильм "Одесский подкидыш" называют первой независимой лентой в Украине, ведь деньги на съемки собирали на краудфандинговой платформе. Почему выбрали именно такой способ?

— В других способах финансирования я разочаровался. Несколько проектов я подавал на государственное финансирование, но понял — это путь, не связанный с творчеством, ведь там больше заинтересованы дележом денег, а те, кто их получают, несут огромную ответственность. У кинокомпаний же есть свои стандарты и форматы, поэтому они всегда навязывают свое мнение. Я хотел снять фильм, и чтобы при этом мне никто не навязывал идеи и не шел наперекор моему вкусу. Краудфандинг — это что-то новое, а мне нравится экспериментировать.

— У проекта было около 200 "спонсоров". Кто сделал самый большой взнос?

— У нас было очень много спонсоров, которые помогали не деньгами, а своей работой и техникой. Например, одна из лучших киностудий в Украине разрешила нам бесплатно проводить съемки в своих павильонах Киева. Технику нам тоже предоставляли со скидкой. Многие люди работали на съемках бесплатно. А участники массовки работали без зарплаты, хотя все были профессионалами и проходили кастинг.

— Как во время съемок на улицах Одессы на вас реагировали прохожие?

— Мы перекрывали съемочную площадку, но администраторам все равно приходилось следить, чтобы прохожие не застывали в кадре. Бывало и такое, что администратор кричал: "Мужчина, не стойте тут, проходите!". Но ему от этого становилось только интереснее, и он продолжал стоять.

Фильм. Подкидыша (Делиева) усыновил художник (Борис Барский)

— Съемочный процесс проходил не только в Одессе и Киеве, но и в Нью-Йорке. Какие сцены снимали за океаном?

— Один из героев фильма — Леон — по сценарию звонит из Нью-Йорка. Конечно, я мог снять это в павильоне, но мне хотелось, чтобы на фоне был Манхэттен. Актер и съемочная группа были там без меня. Современные технологии позволяют: мы общались по телефону и интернету. Мой друг, оператор Александр Арбит, организовал процесс и снял эту сцену. Там же записали звук и прислали мне.

— Каково было одновременно совмещать работу актера и режиссера?

— Я снимался в кадре и сразу как режиссер смотрел, что получилось — хорошо ли стыкуются кадры. Если мне что-¬то не нравилось, тут же все менял. Но это не сложно для меня. Намного сложнее выступать в роли продюсера. Нелегко организовывать финансовую сторону процесса.

— А где вам больше всего нравится быть — в кадре или за ним?

— Больше всего — на сцене. Пока спектакль идет, ты полностью принадлежишь себе, партнерам, зрителям. В кадре ты постоянно должен помнить, как ты играл на разных планах. И работа над ролью происходит во время съемок фильма, а на сцене ты показываешь уже готовый результат этой работы.

— В новом фильме снялся даже ваш двухлетний сын. Как вы проводите время вместе?

— Мы гуляем в парках, на детских площадках, играем дома, я читаю ему книжки.

— А если малыш ночью капризничает, встанете его успокоить?

— Конечно, но такое случается редко, когда он со мной. Чаще он плачет, когда меня рядом нет.

— Вернемся к фильму. В видео¬обращении для краудфандинга вы говорили, что уверены в результате. Какую оценку себе поставите?

— Это дело субъективное, ведь даже шедевр может кому-то не понравиться. Но я получил удовольствие и не пожалел, что пошел таким путем. Меня никто не учил снимать и не говорил, как тратить деньги.

— Премьера уже состоялась, что ждет фильм дальше? Его можно будет увидеть на фестивалях или в телеэфире?

— На несколько фестивалей мы уже послали заявки, например, на "Молодость" в Киеве. Работаем над тем, чтобы фильм вышел в кинопрокат уже осенью. О телеэфире тоже задумываюсь, но это будет уже позже.

— Основной состав комик-труппы "Маски" не менялся уже 33 года. В чем секрет? Какой вы руководитель?

— Я — мягкий руководитель. Те, кто работает со мной, потом охотно соглашаются на новые проекты. Конечно, в рабочем процессе должны быть иерархия и дисциплина, но можно обходиться без крика и негативных эмоций. Конфликты возникают из-за недопонимания, это сразу нужно высказывать и решать. И, конечно, в коллективе не должно быть интриг.

— "Маски" активно гастролируют по миру. Где были в последнее время?

— Только вернулись из Китая, где за месяц выступили в двадцати городах. Мы поехали с программой театра без слов, с видеопроекциями и спецэффектами. Наши выступления прошли очень хорошо. Китайцы мне показались такими доверчивыми и наивными.

— Приходится ли менять программу выступления, в зависимости от страны?

— Конечно, нужно ориентироваться на менталитет. Удачные шутки для нас в других странах не поймут. В Китае, например, не понимали сценки, в которых нужно было что¬-то домыслить. У них не включается абстрактное мышление, а у нас — даже дети понимают, о чем речь. Так что приходилось давать сценкам наталкивающие названия. Им больше нравится, когда актеры в зале что-то делают вместе со зрителями.

— А где в Украине, помимо Одессы, нравится выступать?

— Харьков — очень театральный город. Еще нравится Херсон: зрители там, может быть, даже более тонкие, чем одесские. А вот в Киеве все зависит от атмосферы площадки, на которой выступаем.

— Говорят, "Маски-шоу" перебрались в 3D-реальность. Что это за проект?

— Это приложение для смартфонов. Скачиваете программу, покупаете очки, в которые вставляете телефон, и смотрите "Маски-шоу" в виртуальной реальности. Уже сейчас можно скачать два бесплатных ролика.

— Какими еще сюрпризами порадуете поклонников?

— Мы готовим новую программу для Китая с акробатами, а осенью будут гастроли по Украине.