Олег Саакян: Партии становятся не более чем партийным проектом, необходимым как транспортное средство для попадания в местные советы.

4 года назад 0

О тонкостях и «подводных камнях» нынешнего избирательного процесса рассказал политолог и общественный деятель, председатель Платформы социально-гуманитарных инициатив и инноваций «Единый Координационный Центр» Олег Саакян.

Как Вы оцениваете избирательную гонку в Украине? В чем ее особенность от предыдущих?

Это очень конфликтная, нехарактерная местная избирательная кампания. Поскольку она происходит в условиях децентрализации по всей стране. На места перешло критическое количество ресурса, значительно больше, чем это было раньше. Теперь это битва не только за земельный ресурс, но и за прямые финансовые ресурсы и возможности ими распоряжаться самоуправлению самостоятельно.

Во-вторых, выборы проходят после так называемой«электоральной революции», когда «зеленой волной» с парламента и органов власти вымело всю старую политическую элиту. По крайней мере, ее значительную часть. Тех, кто думал, что свои мандаты будут передавать по наследству. Это собственники заводов-пароходов, люди, у которых есть все (медиа, деньги, трудовые коллективы, корпоративный ресурс), но их лишили власти. И для них эти выборы – некий рубикон, который определит, кто сможет посредством концентрирования значительного политического присутствия на местном и региональном уровне вернуться в национальную политику, а кто их них «канет в Лету» политической истории Украины.

Третий момент, выборы происходят по измененной избирательной системе, которая крайне запутанная, очень сложна для понимания, как теми, кто должен проводить выборы (члены избирательной комиссии, правоохранительные органы), так и теми, кто наблюдает за ними (представители партий, наблюдатели, журналисты и общество). Данная система будет очень податлива к всевозможным манипуляциям, сложна для установления результатов выборов и контроля в процессе избирательной кампании. Соответственно, мы будем иметь очень длительный процесс установления по громадам результатов выборов. Есть риск, что в ряде громад выборы будут признаны как несостоявшиеся, поскольку установить результаты будет очень сложно.

Насколько пошатнулись рейтинги партии «Слуга народа» и какие шансы у этой политической силы на местных выборах? Удастся ли разыграть сценарий «четвертого тура» президентских выборов»?

«Четвертый тур» президентских выборов точно не удастся разыграть. Скорее, эти выборы будут нулевым туром последующих парламентских выборов. Они фактически являются не столько завершением прошлого электорального цикла, сколько предстартом будущего и во многом обозначат исходные позиции политических игроков, которые стремятся определять политическое будущее нашей страны. Соответственно, на местном уровне рейтинги «слуг», конечно, будут гораздо ниже, нежели на общенациональных выборах. Это уже не протестное голосование. Более того, теперь протест частично будет играть против них, ведь они являются правящей политической силой. Плюс к тому, думаю, все парламентские партии, возможно, кроме «Батькивщины», наберут меньше голосов, нежели имеют в парламенте. На местах количество игроков, которые будут бороться за лояльность избирателя, намного больше. Соответственно, рейтинги общенациональных сил будут съедены местными представителями.

«Батькивщина», возможно, пострадает меньше, поскольку у них большая партийная система и партия проходила не одни выборы. Не исключено, что количеством выдвинутых кандидатов этой политической силе удастся повторить свой парламентский результат и, возможно, немного его усилить. Опыт предыдущих кампаний показал, что все-таки организационный ресурс важен. Поэтому данные выборы во многом станут борьбой не брендов, а партийных машин.

У «Слуг народа», как и у многих других политических проектов, с партийной системой и партийной машиной все достаточно слабо. С другой стороны, провальными для «Слуг народа» эти выборы тоже назвать нельзя. В их случае победой будет не взятие монобольшинства, что нереально на местных выборах априори, (для национального уровня это, скорее, является исключением из правил), сколько обеспечение значительного присутствия в местных советах, даже со второго места для того, чтобы быть одним из ключевых субъектов формирования большинства в местных и областных советах. Для них этого может быть достаточно. Хотя, конечно, символически результат «Слуг народа» будет выглядеть как поражение, поскольку после серьезной парламентской планки формирования большинства теперь любой другой результат будет выглядеть менее ярким. Но это уже скорее проблемы умения управлять общественными ожиданиями и не создавать их завышенность.

Что можете сказать о противостоянии Банковой с местными элитами, мэрами и главами ОГА. Насколько оно сильное и как повлияет на общие политические расклады?

Конечно, оно присутствует. И достаточно сильное, поскольку децентрализация дала возможность на местах сформировать серьезную ресурсную базу мэрам крупных городов и громад. Соответственно, в данном случае независимость от влияния сверху породила реалии, в которых такое противостояние возможно. Плюс электоральная выгодность оппозиционной ниши к действующей власти фактически усилила этот момент. Получается, что тем мэрам, которые хотят переизбраться, для них абсолютно органичным является оппонирование к центральной власти, и с точки зрения электоральных симпатий общества, и с точки зрения бесконтрольности распоряжения ресурсной базой, которая позволяет им это сделать.

Особенностью выборов является то, что они будут проходить по новым правилам. По открытым избирательным спискам. Какие подводные камни кроются в этих новых реалиях?

Как я уже упомянул ранее, в первую очередь, сложность самой системы, которая, скорее всего, выльется в большее количество манипуляций, так как проконтролировать будет сложнее. Сложность установления результатов выборов. И, соответственно, большая конкурентность внутри самих команд. Поскольку депутаты теперь двигаются в зависимости от количества голосов за них в партийных списках. Новая система породила излишнюю партизацию выборов на местах, что усилило возможности кланов абсорбировать часть «новой крови» и противостоять тем, кто идет как несистемные представители. Ведь последним теперь приходится идти от политических сил. А рынок политических партий ограничен и, соответственно, тем, кто хочет попробовать свои силы на этих выборах, необходимо баллотироваться в громадах, где меньше 10-ти тыс. избирателей., в случае, если они не хотят вступать в договорённости с существующими кланами и элитами и идти под списками существующих политических сил национального, либо регионального уровня. Ситуация дискредитирует еще и процесс партийного строительства. Партии становятся не более чем партийным проектом, необходимым как транспортное средство для попадания в местные советы. Мы видим, что сейчас уже перекрестно формальные члены одних партий баллотируются от других партий, в списках мы видим людей из разных политических команд, которые оказываются под одним политическим брендом, то есть политические кланы своих людей делегируют под разными брендами. Все это дискредитирует вообще значимость партии и, соответственно, откидывает нас в процессе становления действительно правдивых партийных структур.

Что скажете относительно нового оформления самих бюллетеней?

Конечно же, будет путаница. Поскольку теперь люди получат от трех до пяти бюллетеней, где еще необходимо будет вписывать цифру, которая соответствует номеру кандидата той или иной политической силы, которую вы хотите поддержать от данной политической силы. Для большинства избирателей это будет неожиданным и непонятным новшеством. Это создает дополнительную возможность потом заявить, что бюллетени испорчены. Думаю, что процент испорченных бюллетеней по результатам этих выборов будет больше, причем как естественным образом, так, конечно, на это спишут часть бюллетеней, которые просто не будут соответствовать желаемым результатам тех сил, которые имеют возможность задействовать административный, либо корпоративный ресурс на местах для фальсификаций.

Насколько организационно Украина готова к выборам?

Если отбросить уже сказанное про сложность системы, то организационный момент достаточно отлажен. Поскольку в Украине проходил уже целый ряд избирательных кампаний до того и соответствующие кадры имеются. Другое дело, что ввиду эпидемии, думаю, на местах мы будем видеть определенные сбои. Где-то чего-то не докупят, где-то не будет антисептических средств, где-то не будут придерживаться карантинных мер. Но, наиболее важно, если говорить о подготовке, что мы не готовы, прежде всего, в сфере информирования, просвещения и разъяснения того, когда эти выборы состояться. Времени осталось совсем ничего, а у нас значительная часть населения, согласно социологии, даже не знают, что выборы будут 25 октября, не говоря о всех тех организационных новшествах, которые на этих выборах будут присутствовать. Поэтому ситуация с просвещением и информированием на сегодняшний день является «ахиллесовой пятой» этой избирательной кампании.

Есть ли вероятность того, что выборы в местные советы и вовсе отменят из-за пандемии?

Конечно, небольшая вероятность этого сохраняется. Поскольку мы не знаем насколько критичной может быть эпидемиологическая угроза. Но, с точки зрения политической заинтересованности и контекста, скорее всего, выборы таки состоятся. Никто их отменять не будет. Я все-таки делал бы ставку на это. Более того, пример соседних стран показывает, что выборы в условиях карантинных мер проходили. Поэтому и в Украине стоит ожидать того же.

По материалам ресурса «Экономические новости»