Если в кресло городского головы придет лицо, которое не сможет договариваться… Херсон ждет война амбиций

3 года назад 0

В воскресенье, 15 ноября, в Херсоне второй тур выборов городского головы. Этим вопросом озабочено большинство рядовых граждан, но есть вопрос еще более сложный и проблематичный, чем публичное лицо, которое в народе называют «мэр».

Как и ранее граждане уделяют много внимания фигуре городского головы и наделяют эту должность (отождествляя ее с человеком) слишком большими возможностями. На самом деле это миф. На самом деле городской голова, а точнее Голова Херсонского городского совета и ее Исполнительного комитета наделен не такими уж и большими полномочиями. Большинство решений которые приписывают «должности» , на самом деле принимает не «она»– это решение двух коллегиальных органов: Совета (избирают избиратели) и исполкома (который формируют при его участии, но не он).

Кто же на самом деле руководит городом?

Депутаты! Именно о них почти не вспоминают, но именно они имеют всю полноту власти.

Никакие «активисты» и «патриоты» не могут заменить депутатов. Законодательно только они действуют от имени народа. Все другие – самозванцы, которые пытаются давить на власть за деньги от тех, кто им за это платит. Только депутаты несут всю ответственность за все, что происходит в городе.

Любой план «мэра» не может быть воплощен в жизнь, если этого не захотят депутаты.

Что же может и чего не может делать «мэр»?

Во-первых, городской голова, после консультаций с депутатскими фракциями, подает кандидатуру на должность Секретаря Совета, которую утверждают депутаты. Роль Секретаря не следует принижать. От того как он работает, во многом зависит спокойная и стала работы Совета. Секретарь (как депутат) единственное лицо которое работает на постоянной основе и получит зарплату. Он каким-либо образом не зависит от городского головы, а в случае его отсутствия (устранения) исполняет его обязанности. Вспомните Зою Бережную, которая почти год была и. о., когда Владимир Сальдо был избран депутатом ВРУ.

Во-вторых, по представлению городского головы формируется 50% состава исполнительного комитета. Часть из них попадает туда по должностям – заместители городского головы (и если это не «люди мэра», то у него возникает еще больше проблем при принятии решений). Еще 50% членов исполкома входят в его состав по представлению депутатов (которые и утверждают общий состав). Очень далекие от реалий жизни люди подают Исполком как второстепенную составляющую, а зря. Исполком наделен правами принятия ряда важных решений.

В-третьих, депутаты (без участия «мэра») формируют состав депутатских комиссий, в которых происходит не только обсуждение всех вопросов которые выносят на сессии, но и формируется решение.

В-четвертых, депутаты принимают «Регламент» («Конституция») Рады. И хотя никто не лишает их прав (представление вопроса на рассмотрение сессии), но через «Регламент» (в соответствующей редакции) можно создать условия, которые будут усложнять. «Регламент» будут принимать (скорее всего) на второй (не торжественной) сессии, и от того, что туда внесут, будет зависеть как Рада будет работать. Как правило необразованностью «новеньких «пользуются мастодонты и закладывают устои управления» молодняком».

В-пятых, депутаты (по представлению «мэра» назначают ему заместителей. Самостоятельно он может назначить себе «советников», не имеющих полноты власти в отличие от утвержденных заместителей.

В-шестых, все важные вопросы (бюджет, земля и пр) принимают депутаты.
Есть еще ряд вопросов, которые невозможно решить без голосования на сессии.

И когда сейчас звучат обвинения в адрес того или иного лица относительно того, что оно что-то «украло», то это бессмыслица.

Ничего «украсть» без решения Совета невозможно. Все обвинения следует отнести только депутатам, которые и «освятили» все «кражи».

Когда кто-то из них рассказывает, что «мэр» (бывший, действующий) что-то «украл», то это звучит смешно, ведь именно этот депутат голосовал соответствующие решения и именно он должен нести за это ответственность.

Кстати, именно депутаты голосуют вопрос выделения земли под строительство рассматривая его трижды (от «теории» до выделения «в натуре»).
А для того чтобы принять решение – надо иметь «большинство».

И тут, наконец, мы подошли к главному вопросу: кто в этом составе ХМР имеет «большинство»? Любая из 5 партий, прошедших в ХМР ее нет.

Что дальше?

Далее будут проблемы с ее формированием.
Для принятия решения надо иметь ½ + 1 голос от общего состава.

Что имеют партии?

  • «НТЖ» – 17 депутатов;
  • «ОПЗЖ» – 11;
  • «СН» – 10;
  • «БВС» – 9;
  • «ЕС» – 7.

Всего в ХМР 54 депутата.

Половина это 27. Простое большинство это 27 + 1 = 28. Правильно? Не совсем.

Не следует забывать, что так же как и депутаты правом голоса наделен и городской голова. Т. к. всего в зале не 54, а 55 человек которые имеют право голоса, следовательно для принятия решения надо иметь 29 голосов.

Если в кресло городского головы придет лицо, которое не сможет договариваться, которое не будет устраивать «комбинированное» («ситуативное») большинство, то ничего хорошего для города это не принесет. 

Это будет не просто война, это будет ежедневный «бой» на выживание.

Депутаты просто отстранят «мэра» от принятия стратегических решений путем неутверждения его проектов. Зато «альтернативное большинство («если хотите» оппозиционное») будет вносить свои и поддерживать их. «Мэр» будет обязан их выполнять.

Могут ли «договариваться» кандидаты в мэры которые вышли во второй тур?

Известно, что один из них считается Маэстро «полит-экономических договоренностей», тогда как второй не склонен к компромиссам.

Кто с кем может договориться?
Крупнейшей будущей фракции для принятия решения не хватает 12 голосов. Откуда их взять? С кем могут «дружить» колыхаевцы?

С «БВС»? Однозначно нет. Эти силы антагонисты (во всяком случае на уровне руководителей). Что будет через полгода – год посмотрим, но на данном этапе формирование единого «большинства» нереально.

Может ли быть «дружба с «ОПЗЖ»? На сегодняшнем этапе нет. Ведь известно, что Сальдо уже провел переговоры в Киеве и имеет поддержку от руководителей партии. Если депутаты на «взбунтуют» и не пойдут на перекор руководителям (сейчас не реально), то тут Колыхаеву поддержки не найти.

Возможно это будут члены партии «ЕС»? Очень маловероятно. Согласно «служебной» информации: политическим куратором формирования списка этой партии было лицо, которое пока не склонно поддерживать Игоря Колыхаева. Пикантная «безделушка»: в писках партий «БВС» и «ЕС» есть две очень похожие фамилии – Пастух. Откроем «тайну», это люди у которых фамилии не совпадают «случайно»: это супруги Игорь Александрович («БВС») и Оксана Викторовна («ЕС»). Это много говорит тем, кто понимает куда текут «подводные течения».
Остается «СН», но это только 10 голосов. Даже если Колыхаев становится «мэром», для образования «большинства» не хватает еще 1 голоса.

Хотя с «СН» и так все сложно. Если анализировать персональный состав «слуг», то понимаешь: там есть по меньшей мере 5 человек, которые могут как согласиться на предложение Быть «сателлитами» Колыхаева так и отказаться.

Что может позволить себе Сальдо?

«ОПЗЖ» + «ЕС»+ «БВС» = 27 голосов.

Если он становится «мэром», то ему так же не хватает еще 1 голоса. Но если учесть тех, кто «колыхается» в «СН», то все возможно.

Таким образом можем говорить, что при соответствующем раскладе Колыхаев во всех случаях может остаться без поддержки депутатского зала.

Если ни Сальдо, ни Колыхаев (в случае избрания или не избрания на должность городского головы) не смогут договориться с остальными партиями, то плодотворной работы в Совете не будет. Каждый из них теоретически может получить в свои руки «блокирующее большинство», т.к. без взаимного согласия решения приниматься не будут.

Хотя позиции Сальдо в этой ситуации имеют более «привлекательный» вид и в случае его избрания городским головой, большая часть проблем отпадет сама собой. Если же нет? Все станет понятно уже на первой «рабочей» сессии, когда будут принимать «Регламент», формировать комиссии (избирать их руководителей) и состав Исполкома (скорее всего по этих вопросах голосования будет «пакетное», ведь ждать, что партии будут доверять друг другу – нечего).

В случае если приходит Колыхаєв и он не сможет договориться с Сальдо, или отдельные депутаты начнут играть в свои «игры», а этого следует ожидать в случае малейших недоразумений (уже сейчас в раде можно насчитать как минимум 4 – 6 центров влияния, которые могут «разорвать» совет по середине), то «противостояние» уже за 3 – 4 месяца выльется в открытый конфликт, когда «центры влияния» будут «воевать» друг с другом.

Лучшее, что нам светит в этом варианте это «ситуативные» большинства по каким-то отдельным вопросам, что будет стоить городу очень дорогой цены – нормальной жизни.

Хватит ли новому мэру толерантности и виртуозности в ведении переговоров? Кто его знает…

А пока, готовимся ко второму туру выборов Херсонского городского головы. Дай Бог нам, друзья не ошибиться, хоть на этот раз.

Сергей Осолодкин, журналист